Чем легче уходит, тем проще приходит

 

Автор: Тимур Сейтмуратов
бизнесмен (США)
другие посты автора

Конина - традиция казахского народа, обсуждать которую народ ни с кем не намерен. Вот и у американцев в похожем статусе существует традиция больших чаевых. В ее основе заложен глубокий экономический смысл и прагматичная логика

В преддверии летнего сезона хочу постараться объяснить потенциальным туристам, планирующим посетить Америку, один небольшой, но немаловажный момент американской повседневной жизни - чаевые.

Из многочисленных публикаций в Сети и комментариев следует, что именно этот момент вызывает у визитёров наибольшее количество вопросов, искреннее недоумение, а зачастую и бурное возмущение.

Да, дорогие друзья, собираясь в Америку приготовьтесь оставлять чаевые, желательно в размере не менее 20% от счёта. Причём практически от любого. Доставили ли вам пиццу, довезли ли на такси, подстригли ли в парикмахерской, почистили ли обувь, помыли ли машину, обслужили ли в ресторане - всегда принято давать чаевые.

Безусловно, можно оставлять и 10-15%, но с американской точки зрения это будет не очень вежливо. Относиться к этому надо просто как к данности, а точнее - как к давно устоявшейся традиции страны.

Ну, согласитесь, наша традиция употреблять в пищу конину у многих туристов тоже вызывает удивление. Но ведь конина - это традиция казахского народа, обсуждать которую народ Казахстана ни с кем не намерен. Вот и у американцев в похожем статусе существует традиция больших чаевых.

В основе этой традиции, кстати, заложен глубокий экономический смысл и очень прагматичная логика. Поясню. Большинство американцев впитывают с малолетства понимание, что в основе благополучия страны лежит частное предпринимательство, особенно в сфере малого бизнеса. Малый бизнес в США - это 62% всех рабочих мест, 57% ВВП.

Фото: © Depositphotos.com/joephotostudio

Любой предприниматель вам скажет, что фонд оплаты труда (ФОТ) - это одна из основных статей издержек для его бизнеса. Из этого следует неумолимая логическая цепочка: чем выше ФОТ, тем выше себестоимость; чем выше себестоимость, тем выше цены; чем выше цены, тем НИЖЕ конкурентоспособность; чем ниже конкурентоспособность, тем БОЛЬШЕ банкротств; чем больше банкротств, тем МЕНЬШЕ рабочих мест; чем меньше рабочих мест, тем ХУЖЕ всей экономике и всем работающим, поскольку повышаются налоги, но не растут зарплаты.

Эту сермяжную правду жизни американцы знают на зубок. Именно поэтому совершенно справедливо считается, что, снимая с предпринимателя-работодателя излишнюю нагрузку по формированию ФОТ, частично перекладывая за счёт чаевых оплату труда сотрудников предприятий малого бизнеса на потребителя - осуществляется масштабная и системная поддержка всей экономики страны.

Но и это не все. Американцы в массе своей убеждены, что чем больше они оставляют чаевых, тем больше они способствуют росту собственных доходов. Каким образом? Все просто.

Допустим, вы - нефтяник (беру близкую для Казахстана позицию). Вы оставили официанту в ресторане лишние двадцать баксов. Молодой парнишка обрадован, и окрылённый лишними деньгами в кармане зовёт свою девушку на свидание. Собираясь на свидание, он тратит 5 баксов на букет цветов. Теперь уже счастлив цветочник - он продал лишний букет, его продажи растут. А раз растут продажи - значит, цветочник чаще звонит с новыми заказами оптовому поставщику цветов. В свою очередь, довольный заказами оптовик начинает чаще доставлять заказы на розничную точку, в результате чего тратит больше бензина на своей «газели». А раз тратит больше бензина, то чаще заправляется на АЗС. А чем больше АЗС продаёт бензина, тем выше спрос на нефть. А чем выше спрос на нефть, тем лучше живётся вам, нефтянику.

Приведённая схема, конечно, максимально упрощена. И тем не менее, в подобной простоте и заключаются основные механизмы экономического роста. Поэтому каждый раз расплачиваясь в ресторане и отдавая сверху 20% чаевых, житель Америки знает, что эти чаевые вернутся ему сторицей.

У англичан есть поговорка: easy come, easy go. Мол, все что легко приходит, то легко и уходит (пришло махом - ушло прахом). Американцы же, в отношение чаевых, считают несколько иначе: easy go, easy come. Чем легче уходит, тем проще приходит.

Помните об этом. И не только при посещении Америки.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

5515
просмотров
 
 
Загрузка...