Забуксует ли Tesla?

12218
Автор: Тимур Сейтмуратов
бизнесмен (США)

Ажиотаж новизны и необычности вокруг Tesla пошёл на убыль. С дорогими моделями, судя по всему, у компании формируется затоваривание, поскольку у Tesla нет свободного капитала, чтобы финансировать свои розничные продажи

Инвесторам, крупным и не очень, поверившим в своё время в Tesla, жаловаться не приходиться. Акции компании, появившись впервые на рынке в конце июня 2010, выросли с тех пор в 13 раз, принося доход 185% годовых.

Понервничать инвесторам за это время пришлось всего лишь пару-тройку раз, когда цена акций производителя электромобилей по тем или иным причинам переживали серьёзную коррекцию. Но периоды рыночной турбулентности для Tesla как правило были не очень продолжительными, и капитализация компании после каждого из них уверенно брала новые высоты.

В этом месяце Tesla по капитализации достигла рекордных показателей, оставив позади гигантов американской автоиндустрии - GM и Ford.

Однако на блистающем в свете софитов всеобщего восхищения образе Tesla есть одно почти незаметное пятнышко, к которому, думаю, стоит присмотреться.

Все эти годы, по мнению экспертов авторынка, основной проблемой Tesla было несоответствие производственных мощностей стремительно растущему спросу. Купить Tesla всегда означало встать в очередь на несколько месяцев. В первый год появления Model S ожидание исполнения заказа могло растянуться чуть ли не до 10 месяцев. Аналогичная проблема наблюдается сегодня и с бюджетной Model 3. Электромобилей данного типа по предзаказам продано уже свыше 300 тыс., но к своим хозяевам первые образцы попадут не раньше следующего года.

Пока же бюджетная Model 3 не вышла на рынок, товарная линейка Tesla представлена дорогими моделями S и X. Это ценовой сегмент таких известных брендов как BMW и Mercedes. Tesla смело бросает вызов своим маститым и авторитетным конкурентам.

И здесь вырисовывается первый нюанс. BMW продаёт в данной ценовой категории (а ведь BMW активно действует и в других ценовых сегментах) свыше 500 тыс. автомобилей в год, а вот Tesla несравненно меньше - только 80 тыс. Причина такого разрыва вроде бы очевидна и озвучена выше - не справляются производственные мощности.

Но, судя по всему, это не совсем так. И это второй нюанс. Недавно узнал, что купить Tesla в кредит крайне сложно. У компании нет своего розничного финансирования, все идёт через банки, которые сопровождают подобные дорогие покупки массой неприятных для клиента бюрократических процедур, дополняя их зачастую диковатыми требованиями.

Для американского рынка, где 90% домов, автомобилей, да и всего другого люди привыкли покупать именно в кредит, подобная ситуация является проблемой крайне серьёзной. У всех конкурентов Tesla, к слову сказать, существует собственное финансирование через свои финансовые компании. Mercedes, BMW, Cadillac или даже Ferrari вы всегда можете купить в кредит под смешные проценты или вообще без таковых. При этом все формальности будут решены в течение часа.

Проезжая мимо одного из дилерских центров Tesla, обратил внимание на несвойственное до этого изобилие выставленных на продажу новых электромобилей. Целый ряд неприкаянных Model S и под десяток дефицитных ещё год назад Model X. Потом зашёл на сайт компании и обнаружил, что только в ареале моего обитания ждут своего покупателя 200 электромобилей обеих моделей, которые могут быть доставлены в течение двух дней. Такого у Tesla не было никогда.

Не хочется делать скоропалительных выводов. Поэтому просто констатируем имеющиеся факты:

Первое. Обьем продаж Tesla дорогих моделей X и S не превышает сегодня 80 тыс. электромобилей в год, что крайне мало по сравнению с ближайшими конкурентами по авторынку. Невысокие продажи уже не являются следствием «неуспевающего» производства. Согласно отчётности, в 2016 производство электромобилей опережало заказы.

Второе. Ажиотаж новизны и необычности вокруг Tesla пошёл на убыль. С дорогими моделями, судя по всему, у Tesla формируется затоваривание, поскольку у компании нет свободного капитала, чтобы финансировать свои розничные продажи, в чем Tesla опять же сильно отстаёт от своих конкурентов. На оплату же всей стоимости электромобиля живым кэшем в Америке мало кто соглашается.

Третье. Бюджетная Model 3, которая является потенциальным бестселлером и могла бы существенно повысить продажи компании, выйдет на рынок не раньше 2018.

Из всего этого следует закономерный вопрос: а не забуксует ли Tesla на рыночном подъёме, не сорвёт ли тормоза, не покатится ли вниз?

И здесь, конечно, решает каждый сам за себя. Как говорится, знал бы прикуп - жил бы ... (ну, у всех свои предпочтения).

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить