Почему государству стоит поддержать горнодобывающую отрасль

 

Автор: Галим Хусаинов
Директор ТОО "BRB Invest"
другие посты автора

Самый быстрой рост производительности труда, рост инвестиций и рост поступлений в бюджет могут быть обеспечены за счет роста горнодобывающей отрасли. Даже в условиях низких цен она является наиболее привлекательной

Особую роль в структуре экономики Казахстана играет горнодобывающая отрасль, которая в основном представлена нефтегазовой отраслью. Она все еще занимает наибольшую долю в промышленности и в структуре ВВП. Поэтому наиболее значимым фактором, который может повлиять на рост экономики страны, является рост горнодобывающей отрасли.

Самый быстрой рост производительности труда, рост инвестиций и рост поступлений в бюджет могут быть обеспечены за счет роста горнодобывающей отрасли. Даже в условиях низких цен горнодобывающая отрасль является наиболее привлекательной.

Поэтому в рамках существующей политики государства, считаю, необходимо реализовать ряд мероприятий по повышению привлекательности данной отрасли.

Во-первых, надо стимулировать и проведение геологоразведки. Одним из факторов привлечения частных инвестиций в данную отрасль является наличие качественной и полноценной геологической информации, сбор и подготовка которой является наиболее рискованным видом деятельности. Поэтому, считаю, задача государства - создать условия по привлечению денежных средств в геологоразведку.

Для этого, полагаю, нужно предоставить льготы по НДС при проведении гелогоразведочных работ. Капитализированные расходы по геологоразведки, будут амортизироваться в течение всего срока действия будущего контракта на недропользование, а накопленный НДС может возмещен только после начала добычи. А если геологоразведка окажется неудачной, то НДС будет не возмещен. Поэтому резонно предоставить освобождение от НДС при проведении геологоразведочных работ, так как все равно данный налог будет в будущем возмещен государством при экспорте продукции. Но данное мероприятие снизит капиталоёмкость геологоразведки на 12%.

Также нужно предоставить возможность получить налоговые вычеты по геологоразведки без привязки к контракту на недропользование, и это позволит использовать в качестве налогового щита понесенные затраты на неудачную гелогоразведку. Существующая система не позволяет использовать накопленные затраты на гелогоразведку в качестве налогового вычета, если геологоразведка является неудачной. Однако возможность использовать данные расходы в качестве налоговых вычетов в будущем позволяет возвратить до 20% инвестиций через экономию по КПН.

Кроме того, стоит упростить процедуры по регулированию недропользования в области разведки. В частности, убрать обязательства по казахстанскому содержанию и обязательства по обучению и социальным расходам. Упростить переход права на контракт на недропользование при купле-продаже контрактов на недропользование, либо долей в компаниях, владеющих контрактами на недропользование.

Также стоит проводить спекулятивные сейсморазведки за счет государственных средств, что поддержит казахстанские сервисные компании, а государство получит спекулятивные данные по гелогоразведке. Данная мера также может быть использована как одна из антикризисных мероприятий, так как через данные расходы государство стимулирует нефтесервисные компании и обеспечит их заказами в условиях низких цен на энергоресурсы.

Во-вторых, стоит ввести либерализацию недропользования добычи – необходимо полностью пересмотреть систему регулирования недропользования в Казахстане путем создания механизма, стимулирующего привлечение инвестиций в данную отрасль.

Для этого надо упростить процедуры залога прав на недропользование и залога без согласование уполномоченного органа в общеустановленном порядке. Данная мера позволит задействовать банковские ресурсы для разработки существующих месторождений. Нефтегазовые компании не имеют твердых залогов, так как затраты, которые несут нефтяные компании, в основном представлены имуществом, которое имеет ценность только при наличии контракта на недропользование. В этой связи, необходимо упразднить систему согласования залога в компетентном органе.

Стоит подумать и о соблюдении контрактов на недропользование в части экспорта нефти и о переходе от процедуры разрешения экспорта на процедуру контроля экспорта нефти. Данный контроль стоит передать Комитету государственных доходов. Это позволит полноценно планировать свои денежные потоки компаниями и создавать стабильные денежные потоки, что также может быть хорошим залогом для привлечения инвестиций в отрасль. Существующий баланс нефти в Казахстане явно демонстрирует дефицит нефти для внутреннего рынка, и любой инвестор будет этот риск учитывать, так как разрешение на экспорт предоставляется компетентным органом.

Также необходимо продлить права на недропользование в рамках законодательно разрешенных и проводить их автоматически без дополнительных процедур согласования в уполномоченных органах, а лишь с уведомительным характером. Это ускорит проведение работ и сократит бюрократию в уполномоченном органе.

Кроме того, стоит перевести арбитраж по недропользованию в МФЦА, что обеспечит иностранным инвесторам уверенность в рассмотрении споров, касательно недропользования.

А переход на международную систему подсчета запасов позволит иностранным инвесторам получать транспарентную информацию для принятия решений.

В-третьих, стоит пересмотреть систему налогообложения недропользования в сторону перехода от угнетающей к стимулирующей системе. В частности, необходимо полностью пересмотреть систему налогообложения НДПИ рентным налогом на экспорт, ЭТП.

Налогообложение НДПИ стоит перенести на нарастающую систему налогообложения, что позволит стимулировать недропользователей увеличивать добычу. Для урановой отрасли необходимо изменить систему налогообложения от «затраты плюс» на «доходы минус», что стимулирует разработку рудников с низким содержанием урана.

Также рентный налог на экспорт и ЭТП стоит объединить в один налог и пересмотреть порядок налогообложения. По повышенной ставке стоит облагать прирост выручки за счет цены. Это позволит сократить расходы на администрирование налогов и стимулировать экспорт нефти при любых ценах на нефть.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

17163
просмотра
 
 
Загрузка...