Заработать на соцответственности

 

Автор: Саида Сейдахметова
специалист по стратегии и M&A
другие посты автора

Бизнес может заработать на решении социальных проблем – это новый подход к социальной ответственности, концепция разделяемых ценностей

За последние восемь лет в нем приняли участие тысячи компаний, которые потратили десятки миллиардов тенге на социальные проекты. В то же время, хотя государство активно стимулирует бизнес к участию в решении социальных проблем, отечественные компании пока направляют на цели КСО (корпоративной социальной ответственности) меньше, чем иностранные, и далеко не во всех разработаны специальные программы.

Руководители компаний выделяют три основных барьера для развития КСО в стране: отсутствие понимания, надежных операторов и денег. Так, многие пока не видят различий между КСО и благотворительностью, другие рассматривают КСО как инструмент давления со стороны государства. Менее половины крупных компаний, согласно результатам опросов, знают о налоговых льготах по затратам на программы КСО. Говорят о недостаточной роли государства, об ограничительном регулировании, о низких экономических стимулах для КСО и недоверии к акиматам, которые могли бы стать операторами социальных инициатив. Но основной проблемой, судя по всему, является дефицит финансирования: сегодня прибыли большинства компаний сократились, поэтому и затраты на программы социальной ответственности заметно снизились.

Государство может сделать многое, чтобы местные компании увеличили свои затраты на КСО, но в условиях финансового кризиса новых концепций, налоговых льгот и административного давления будет явно недостаточно. Нужно, чтобы компании осознали свою выгоду и перестали рассматривать программы социальной ответственности лишь как вычет из собственной прибыли – тогда и вложения повысятся.

Существует обывательский стереотип, что бизнес зарабатывает, причиняя вред обществу – загрязняя окружающую среду, эксплуатируя сотрудников или прибегая к коррупции. Так думают многие до сих пор. Однако практика развитых стран говорит о том, что можно зарабатывать не на создании проблем, а на их решении. Бизнес может заработать на решении социальных проблем – в этом состоит суть нового подхода к социальной ответственности, так называемой концепции разделяемых ценностей, автором которой является знаменитый Майкл Портер из Гарвардской школы бизнеса.

Есть немало способов заработать на благо всем. Это могут быть новые продукты и услуги для социально незащищенных слоев населения, решения ключевых социальных проблем сотрудников и поставщиков, технологии более эффективного использования ресурсов и другие инициативы, которые одновременно повышают прибыль компании и создают ценность для общества. Примеров множество: доступный автомобиль (Индия), программы обучения фермеров (Бразилия), новая инфраструктура для доступа к рынкам (Африка). Причем в числе пионеров нового подхода – компании из беднейших стран, которые зарабатывают на этом миллионы. Например, Anglo Gold Ashanti в ЮАР удалось сэкономить $600 млн за счет реализации программы по борьбе с малярией в регионах присутствия.

В Казахстане применение нового подхода пока очень ограниченно, и местные предприятия с ним незнакомы. Иностранные компании реализуют здесь отдельные инициативы, такие как бесплатный доступ в интернет для социальных организаций, программа улучшения условий жизни для фермеров и их семей (поставщиков продукции), организация современной лаборатории в ведущем университете. Нашим компаниям еще предстоит осознать, что их программы КСО – это недоиспользованный источник прибыли, а государству – создать благоприятные условия для расширения этих программ.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

23621
просмотр
 
 
Загрузка...