Девальвация образования более опасна, чем девальвация тенге

13815
Автор: Берлин Иришев
управляющий партнер Parlink Consulting (Париж)

Образование в РК в более глубоком кризисе, чем экономика. А девальвация знаний приведет к деградации нации

С назначением нового министра образования и науки на ум приходит известная фраза: right here, right now! В нужном месте, в нужное время! Послужной список Ерлана Сагадиева убеждает нас в том, что управление таким важным сектором переходит в руки знающего своё дело профессионала. В этом убеждает нас опыт его работы и хорошее знание образовательного процесса на международном уровне.

Спесивая поговорка "аспанда Кудайым - астымда мунайым" (над нами Бог, под нами нефть) - большое заблуждение, приводящее к тупику. Отрасль образования и науки – вот будущее нации. А делать ставку на сырьевиков и силовиков - удел слаборазвитых во всех отношениях стран.

Будущее страны не в нефти и в прочих благах, а в знаниях. Однако сектор образования в Казахстане сегодня пребывает в более глубоком кризисе, чем сама экономика. Между тем, там, где происходит опустошительная девальвация знаний, неизбежно вызревает деградация нации. Нации без будущего. Девальвация знаний намного опаснее девальвации национальной валюты.

Сегодня сфера образования нуждается в переосмыслении и в изменениях системы. Образование может даваться, но не продаваться. К сожалению, для некоторых дельцов от науки эта отрасль оказалась сферой успешного бизнеса: она "распродается" оптом и в розницу. Государство оказалось в стороне от стихийного рынка, где обедняются молодые люди и обкрадывается будущее страны.

Где это видано, что в стране с низкими доходами самые дорогие дипломы? (Не путать с образованием.) Знания становятся недоступным для многих. Почему в некоторых развитых странах мира образование, включая высшее, вообще бесплатное и доступно для всех? Не откидываем ли мы назад будущее страны, обрекая школы и вузы на самофинансирование за счёт подрастающего поколения, устремлённого в будущее? Насколько оправдано создание в стране особо элитных школ и вузов, не доступных карману юнцов и их родителей? Не ограничиваем ли мы таким образом равенство всех перед возможностью получения качественного образования, если на уровне получения образования допускаем расслоение общества, социальную дифференциацию?

Система «Болашак», при которой талантливых отправляли на обучение за границу, отработала своё. Если посмотреть на факты, самые лучшие ученики остаются за границей, или после возвращения через различные образовательные программы посольств затягиваются в западные страны и оказываются добычей крупных компании. Знания экономики у молодых выпускников «Болашак» в большинстве случаев построены на англо-саксонской модели и опыте западной диверсифицированной экономики, а это мало применимо в отечественный реалиях. Хорошее знание двигателей внутреннего сгорания престижных «мерседесов» и «лексусов» могут оказаться бесполезными для запуска наших "жигулей" и "запорожцев". Не потому ли все объявленные крупные госпрограммы за годы независимости превращаются в кладбище бесполезных идей? Не пора ли крупные финансовые потери направить на укрепление материальной базы вузов и финансовую поддержку студентов?

Сейчас система образования нуждается в полном демонтаже и крупной государственной поддержке. Получать знания – это значит "брать в долг". А добиться на основе знаний открытий и конкретных результатов - "возвратить долг". Это оправданная эффективная система.

Только качественное образование, а не тонны нефти или урана, могут вывести страну из аутсайдеров в мировые лидеры. Но для создания такой образовательной системы мало будет смелых решений -  она нуждается в высокой политической воле на уровне парламента страны и главы государства.

Правильная ориентация на знания важна и для молодых людей, которые оказались во власти меркантилизма. Материальное богатство можно потерять неожиданно, но интеллектуальная собственность всегда остаётся с его носителем.

Было время, когда в стране взращивали потомственных чабанов и строителей. Но времена меняются к лучшему и качественно улучшается потомство: в семье академика взрастает министр Науки. И такую эволюцию следует воспринимать как качественный прогресс общества с большим будущим.

Сможет ли новый министр справиться с такой глобальной задачей - покажет время. Пожелаем же ему удачи.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить