Антикризисный конвейер

8287

Казахстан и Узбекистан осуществили устойчивый проект в отрасли автомобилестроения

ФОТО: архив пресс-службы

Открытая три месяца назад новая совместная казахстанско-узбекистанская производственная линия на Костанайском автомобильном заводе уже начала выдавать продукцию. В продажу на внутренний казахстанский рынок поступили произведенные легковые автомобили марки Chevrolet. Более того, первая партия автомобилей данного бренда отправлена на экспорт в Российскую Федерацию. Отмечается и рост продаж по Казахстану мини-грузовиков Labo, микроавтобусов Chevrolet Damas, произведенных в Костанае с участием инвесторов из Узбекистана.

Успех предприятия на первых порах во многом продиктован правильным подходом к диверсификации проекта. Заметим, что Казахстан и Узбекистан запустили линию, казалось бы, не в самое лучшее время для начала нового бизнеса: разгар эпидемии коронавируса во всем мире и режим чрезвычайного положения в странах Центрально-Азиатского региона.

Тем не менее спустя несколько месяцев проект, что называется, «выстрелил». Потому что, с одной стороны, в него закладывались чисто «антикризисные» модели автомобилей для малого и среднего бизнеса – экономичные перевозчики грузов, товаров и пассажиров в виде Labo и Damas, с другой – предусматривались доступные по ценам легковые авто Cobalt, Nexia, Malibu. Последние модели можно было реализовывать как в Казахстане, в том числе при помощи государственной программы автокредитования, так и экспортировать на емкий рынок ближнего зарубежья.

Так, уже в мае 2020 года в казахстанских дилерских сетях начались продажи автомобиля Malibu – флагмана бренда Chevrolet среди пассажирских автомобилей. Автосалоны республики начали пополняться и другими моделями – например, кроссоверами Chevrolet Trailblazer. Дилеры стали продавать и самые ходовые – Cobalt и Nexia, минивэн Damas, грузовик Labo.

Например, только по Chevrolet Cobalt в рамках льготного автокредитования, запущенного за счет транша АО «Банк развития Казахстана», уже в первую неделю июня поступили сотни заявок на приобретение автомобиля по государственной программе.

В первой декаде июня стартовали экспортные поставки Cobalt и Nexia в Российскую Федерацию.

Что касается автомобиля для МСБ – Chevrolet Damas, то совместные усилия казахстанских и узбекистанских инвесторов вернули его на рынок. За прошедшие апрель - май интерес к этому экономичному минивэну, который часто используют для перевозки грузов в среднем 500 килограммов при двигателе всего 0,8 литра, проявили как физические, так и юридические лица.

Как показывала статистика, в прошлом Damas был «хитом продаж», в основном в южных регионах Казахстана, которые скупали 85% от общего количества машин. Однако с запуском нового производства география продаж уже в апреле этого года показала смещение предпочтений автолюбителей: микроавтобус Damas стали больше покупать на севере Казахстана – для нужд фармацевтического бизнеса, доставки продуктов питания и товаров первой необходимости.

Напомним, что официальный старт совместному проекту ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «UzAuto Motors» дали премьер-министры Казахстана и Узбекистана Аскар Мамин и Абдулла Арипов. В марте они провели телемост между двумя республиками.

«На новой производственной линии будет создано более 1 тыс. высокопроизводительных рабочих мест. Уже сейчас завод работает в три смены с полной загрузкой», - заявил на церемонии открытия премьер-министр РК Аскар Мамин.

Он заметил, что автомобилестроение является одной из динамично развивающихся отраслей казахстанской экономики. Например, общий объем продукции автопрома планируется довести до 100 тыс. автомобилей в год, а средний уровень локализации до 50%, а по коммерческой технике и автобусам и вовсе превысить 50-процентный рубеж, доведя до 60-65%.

Казахстанский автопром уже встал на конвейер экспоненциального роста. С 2010 года объемы производства удалось увеличить в 12,5 раз: с 4 тысяч автомобилей в 2010 году до 50,4 тыс. единиц в минувшем 2019 году.

Автомобилестроение простимулировало машиностроительную отрасль в целом: если в 2010 году доля автопрома в общем объеме машиностроения составляла 4%, то сегодня она достигла 33%. Вклад отрасли автомобилестроения в национальную промышленность приблизился к 2%.

К примеру, на том же предприятии СарыаркаАвтоПром в Костанае производится еще один чрезвычайно популярный среди автолюбителей Ravon Nexia R3. «Надежная машина» серии Nexia R3 в настоящее время завоевывает новые рекорды продаж, обновив исторический максимум по реализации одной только модели с 2015 года.

Этот совместный казахстанско-узбекистанский автомобиль ранее «уходил с молотка» в среднем по 700 штук одной модели в месяц на протяжении почти пяти лет.

Однако уже в этом году продажи Ravon Nexia R3 продемонстрировали ошеломляющий прирост на 1463% или почти в 16 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тогда за пять первых месяцев было продано 152 единицы автомобиля против нынешних 2 тысяч 376 авто.

Эксперты склонны видеть в этом обстоятельстве сложное сплетение разных факторов. С одной стороны – давно была налажена вся необходимая инфраструктура, на рынке постоянно действовало предложение надежного и качественного автомобиля, с другой же – на покупателей повлияли опасения экономического кризиса и дальнейшей девальвации национальной валюты, в том числе усугубленные пандемией коронавируса.

То есть, люди стали больше покупать отечественное и доступное, опасаясь, что ненужные траты и переплаты за импортное авто в ближайшем будущем могут сильно им аукнуться.

Это, кстати, еще раз доказывает: почему совместная казахстанско-узбекистанская линейка начала приносить реальные дивиденды уже на краткосрочном этапе. Потому что в нее изначально была заложена антикризисная модель: доступные машины разных моделей и предназначений.

Мы уже говорили про Chevrolet Damas и Labo, которые при стоимости ~3,5 млн тенге и при одновременно функциональной востребованности будут продаваться всегда – в любой кризис, хоть среднесрочный, хоть затянувшийся на долгую перспективу.

Тогда как в период восстановления экономики потребители в любом случае будут экономить и не разбрасываться деньгами, если и приобретая легковые авто, то предпочитая более доступный и практичный автомобиль.

Поэтому в принципе это устойчивая модель, к тому же с точки зрения продаж тоже в достаточной мере диверсифицированная. Можно продавать как в Казахстане, так и на неограниченном рынке ЕАЭС (один необъятный рынок России чего стоит). Нельзя сбрасывать со счетов и потребности в доступных автомобилях и в странах Центральной Азии.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить