Вышел в свет январский номер журнала Forbes Kazakhstan
Это последний номер издания, выпущенный теперь уже бывшим главным редактором Аскаром Аукеновым
Уже в двенадцатый раз в январском номере Forbes Kazakhstan объявляет имя бизнесмена минувшего года – своего рода цикл. Это звание – не итог какого-то экспертного опроса или народного голосования, а собственный выбор редакции. Нашими лауреатами становились известные предприниматели, основатели не только компаний, но и целых отраслей и сфер экономики страны. Порой определение «Бизнесмена года» вызывает у нас с коллегами жаркие дискуссии, но бывает, что обходится без особых споров, поскольку очевидно, кто «засветился» в ушедшем году. Так оказалось и в этот раз.
Бизнесменом 2024 года нами признан 40-летний Аскар Байтасов, основатель и CEO крупнейшего в стране ресторанного холдинга ABR. В ноябре два его ресторана – «Огонек» и Auyl – вошли в рейтинг «1000 лучших ресторанов мира» французского путеводителя La Liste. За несколько месяцев до этого Auyl вошел в топ-16 красивейших ресторанов мира по версии архитектурной премии ЮНЕСКО Prix Versailles. Сам Байтасов стал победителем премии Kazakhstan Growth Forum в номинации «Трансформатор года» – за разработку ABR собственных IT-решений в сфере управления и цифровизации бизнеса.
Впервые нынешний лауреат появился на нашей обложке еще в 2013 году. Тогда он удостоился звания «Предприниматель года – 2012» в Казахстане по версии Ernst & Young. Ему было всего 28 лет, и он наверняка попал бы в наш рейтинг «30 до 30», если бы таковой уже существовал. Байтасов в то время успешно управлял семейным ресторанным бизнесом – теперь в лице ABR у него собственное детище, «воспитанное» на стремлении не просто зарабатывать деньги, а развивать в Казахстане ресторанную культуру и оказывать влияние на людей через атмосферу заведений. В которых, например, висят работы современных казахских художников. Байтасов первым познакомил казахстанцев с некоторыми кухнями мира. В том интервью для cover story он заявлял, что не интересуется «Мишленом» – теперь же совместно с акиматом работает над привлечением представителей гида в Алматы. Задумывал открыть учебный центр в компании – и теперь он есть.
«Я бы очень хотел сделать что-то хорошее для Алматы, который я люблю. Я уверен, что из него можно сделать жемчужину Средней Азии», – говорил в 2013-м молодой предприниматель. С тех пор у него многое получилось в этом плане. Его кейс – один из редких примеров того, когда созданное кем-то окружает тебя повсюду, формируя красивую и комфортную среду. Вряд ли найдется алматинец, не знающий ни одного заведения ABR, и для многих посещение ресторанов группы – часть жизни. Я сам давно с интересом слежу за деятельностью Байтасова, подписан на него в соцсетях. Подкупают личная большая вовлеченность и неформальный подход. Тот случай, когда человек вкладывает в свое дело душу, ум и креатив. Увлекательно наблюдать за его передвижениями по разным странам – чтобы лично посетить знаменитые заведения, отведать кухню, изучить интерьер, познакомиться с шефами и владельцами. С нетерпением жду появления первого бутик-отеля Байтасова. Наверняка это опять будет что-то особенное.
Сегодня Байтасов говорит, что хочет создать lifestyle-экосистему, IT-компанию. Что видит конкурентами не ресторанные сети, а такие технокомпании, как Kaspi или Freedom. Это здорово и очень интересно. Кстати, уникальный случай – впервые лауреат не входит в наш список богатейших бизнесменов. Впрочем, полагаю, это может скоро измениться.
Что касается всего мира, то журнал Time, объявляя «Человека года», отмечает, что им становится персона, сильнее всего повлиявшая на ход событий. При этом герой не обязательно должен вызывать симпатии издания. В этот раз, кажется, тот самый случай – на всех обложках Трамп. Но и здесь тоже будет интересно – особенно в связке с Маском.
Чего я жду в наступившем году? В Казахстане – большего присутствия во всех сферах молодых и прогрессивных людей, в том числе из «30 до 30». Открытия Центра современного искусства Нурлана Смагулова (к слову, «Бизнеcмена 2015 года»). Подвижек в решении экологических проблем. А глобально – по-прежнему прекращения военных конфликтов.
Хорошего года!