Как данные меняют бизнес-модели

Вышел в свет июльский номер журнала Forbes Kazakhstan. По традиции новый выпуск издания представляет его главный редактор Рашид Дюсембаев

Рашид Дюсембаев
Рашид Дюсембаев
Фото: © Андрей Лунин

Weather Channel — это кабельный канал, который показывает погоду 24/7. Этот странный канал появился в Штатах в 1982 году. Никто не верил в его будущее, Newsweek назвал его примером тупости на кабельном телевидении. Он и вправду в первый год потерял $7 млн, но со временем людям понравилось смотреть на яркие карты с прогнозом погоды, как отмечал The New York Times, даже сам Weather Channel не знал, почему люди смотрят его часами.

Сейчас у канала всё еще несколько десятков миллионов подписчиков, но когда происходят природные катаклизмы, его аудитория превышает популярные CNN и Fox News. Помогает каналу и веб-ресурс с мобильным приложением. В день на сайт заходят несколько миллионов человек, еще больше смотрят погоду через их приложение. Казалось бы, ну и отлично — с такой аудиторией не проблема качать рекламу. Но на Weather Channel сделали более крутую штуку.

Они убедили своих рекламодателей, таких как Walmart и Procter & Gamble, поделиться данными продаж по каждому продукту на каждый день в каж­дом городе за последние 30 лет. Совместили эту информацию с изменением погоды за этот же период и увидели данные, которые опровергли существующие стереотипы вроде «если пошел дождь, то люди бегут покупать зонтики».

В Weather Channel точно знают, в какую погоду люди в Майами начинают покупать малину, и, имея прогноз погоды, могут четко предсказать спрос на малину. В Чикаго зимой в ясную солнечную погоду — ­йогурт, в Бостоне, если облачно и ветрено, — шоколад. Никто не знает, почему так происходит, но для рекламодателей важнее четко таргетировать, когда будет спрос на конкретном микрорынке в конкретное время. Механизм на себе испытал Pantene — и продажи выросли на 28%. После этого более 200 брендов стали использовать этот продукт.

обложка № 167
Фото: © Андрей Лунин

Facebook знает, что мы лайкаем, Google знает, что мы ищем, а эти ребята знают, какая будет погода и что мы, скорее всего, будем покупать. Совсем неплохо для канала, который показывает картинки с погодой. Вот так традиционный кабельный канал стал одним из ярких примеров работы с большими данными. Это не осталось незамеченным, и в итоге в 2016 году IBM купил у Weather Channel цифровые активы за $2 млрд. Надо сказать, что медийная часть бизнеса Weather Channel стоила на порядок меньше.

Спустя семь лет IBM продал эти активы инвестиционной компании Francisco Partners. Зачем они взяли себе эту компанию и ее уникальную библиотеку данных о погоде? В течение следующих пяти лет экономический эффект погодных явлений будет на уровне $5 трлн.

Наш июльский выпуск состоит из трех тем — банки и финтех, кино, спорт. Герой обложки Талгат Куанышев, председатель правления ForteBank, говорит, что внедрение искусственного интеллекта во все сферы — это вопрос выживания любого банка. Трудно с этим поспорить.

Но наряду с осознанием роли ИИ хорошо бы помнить историю Weather Channel: уникальные данные — это незаменимый актив, которому всегда найдется хороший покупатель.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте