Какой университет нужно придумать

Вышел в свет августовский номер журнала Forbes Kazakhstan. По традиции новый выпуск издания представляет его главный редактор Рашид Дюсембаев

Рашид Дюсембаев
Рашид Дюсембаев
Фото: © Андрей Лунин

Тема номера у нас — авторынок, а история с обложки — про успешного предпринимателя. Но тут я поделюсь другим: несколькими мыслями о высшем образовании в целом по миру. Итак, очевидно, что глобально вузовская система не оправдывает ожидания:

  • постоянно растет цена, из-за чего качественное образование недоступно многим;
  • качество при этом на самом деле не то чтобы растет вслед за ценой;
  • если смотреть на образовательные услуги универов как на продукт в виде степени бакалавра, то это «кот в мешке»: тебе не дают гарантии, что ты найдешь работу со своим дипломом, но ты за него все равно заплатишь.

Тогда как может выглядеть образование, которое не имеет вышеперечисленных недостатков:

  • доступное — именно доступное (сознательно ухожу тут от слова «бесплатное»), под этим мы понимаем, что человек имеет шанс получить качественное образование, не имея крупной суммы на своем банковском счету перед началом учебы;
  • актуальное — ты получаешь образование, с которым тебя берут на приличную работу уже во время учебы. Это значит, что две стороны — работодатель и студент — получают образовательный продукт высокого качества;
  • гарантия — если получил некачественный образовательный продукт (не нашел работу), то получаешь возврат средств или новый продукт взамен.

Идеалистичные варианты такого университета уже существуют.

Dyson Institute of Engineering and Technology — обу­чение передовым инженерным специальностям. Студенты с первого дня учебы работают в лабораториях корпорации Dyson, сразу получают зарплату, за обучение не платят, плюс еще и общага дается. Два дня в неделю — в универе, три дня в неделю — на рабочих местах в Dyson.

Lambda School (которая потом стала Bloomtech) — можешь сразу не платить, за шесть месяцев получишь актуальную специальность — прогер или дата-сайентист, если не найдешь работу выше $50K в год, то вообще ничего не платишь школе, если найдешь, то равномерно выплачиваешь им $30К.

Фото: © Андрей Лунин

Оба варианта на фоне классического университетского образования выглядят просто фантастикой. Но тут есть особенности: очень низкий admission rate — у coding boothcamps, работающих по модели income sharing, таких как Lambda School, принимают на учебу 4–7 % от подавших заявки (и, как оказалось, позитивные результаты просто рисовали). У Dyson точно не выше. Следовательно, доступным это назвать сложно.

Как можно сделать универ или школу, которая сочетает крутые элементы Dyson Institute или условной Lambda — работа с первых дней учебы и отсутствие надобности сразу инвестировать кучу денег в обучение? Как можно сделать стоимость обучения не такой высокой, чтобы хватило двух лет отчислений в 20% от своей зарплаты? Как можно сделать так, чтобы admission rate был в районе 30%, а graduation rate — близко к 80 % при этом?

Вот кто на эти вопросы найдет ответ, тот и сделает единорога в EdTech.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте