Второе поколение, второе поколение... А слабо до пятого дотянуть?

Вышел в свет апрельский номер журнала Forbes Kazakhstan. По традиции новый выпуск издания представляет главный редактор

Фото: © Андрей Лунин

В мое первое главредство в Forbes Kazakhstan я делал интервью с Патриком-Луи Виттоном – прямым потомком в пятом поколении Луи Виттона, основателя одноименного легендарного бренда. Не самое мое удачное интервью. Но начиналось оно такими словами: «Что впечатляет больше всего, так это передача традиций из поколения в поколение. В среднесрочной перспективе казахстанские бизнесмены первой волны будут передавать свои дела детям, поэтому такие истории, как Louis Vuitton, особенно актуальны». Это было 13 лет назад, и тема передачи бизнеса второму поколению уже тогда была для Forbes Kazakhstan очень важной.

Ее мы и сделали темой этого номера. Но небольшое отступление о Патрике. Наше интервью состоялось в 2012 году – в тот год LV вышел на казахстанский рынок. За несколько месяцев до открытия я полетел в Аньер, пригород Парижа, где находится семейный особняк Виттонов, там же был и первый цех. Цех там работает и сейчас.

В этом первом цеху мы и должны были взять интервью у Патрика. План был такой: сначала мы полчаса смотрим музей LV, потом 45 минут интервью. Дело было утром, и нас из отеля, расположенного недалеко от Эйфелевой башни, должно было забрать такси. Но это же Франция, а Uber я тогда еще не пользовался. И таксист нас не забрал, а просто уехал. В итоге, пока мы дождались новое такси, попали в пробку и вместо получасовой экскурсии по музею до интервью приехали с опозданием на само интервью – Патрик нас ждал уже 15 минут и по виду был крайне недоволен этим. То есть на интервью осталось всего полчаса. Ну, поехали.

Даниэль и Эдуард Кимы
Обложка: © Андрей Лунин

Я задавал ему обычные вопросы про то, как он пришел в семейный бизнес и что было самым сложным. Получал односложные ответы, из которых довольно трудно было собрать интересную статью. Когда до конца интервью оставалось всего пять минут, а нормальных ответов у меня так и не было, я решил рискнуть и задал вопрос, который был у меня на всякий случай – ну, знаете, из разряда «вдруг все вопросы кончатся, а время еще останется, и, чтобы не было неловкой паузы, можно задать оффтоп-вопрос». Это был вопрос, который я вряд ли бы задал. Но, поскольку он выбивался из общего ряда, я решил его задать, чтобы получить хоть один интересный ответ.

Звучал он примерно так: Казахстан – это ворота в космос: первый космонавт полетел с нашей земли. В будущем космический туризм станет нормой – как LV готовится к этому?

После этого Патрик подпрыгнул в своем кресле и рассказал, что они уже пять лет экспериментируют с кевларом и что туристы точно будут летать в космос с багажом LV. Далее он попросил принести ему кофе, круассан и сигару, и мы беседовали еще минут сорок. Благодаря Байконуру удалось спасти интервью.

Не для записи он рассказывал, как одни казахи привезли ему шкуру носорога с охоты в Африке и попросили сшить чемодан. Прощались мы уже тепло. А в 2019 году Патрик умер в возрасте 68 лет. Он не рассказал мне про то, что на самом деле хотел быть ветеринаром, но в ответ на вопрос, как все-таки можно сохранять семейные традиции целых пять поколений, поделился: «Наша главная традиция такова, что каждый член семьи Виттон должен полностью знать процесс изготовления нашей продукции».

Ну а в этом номере вас ждут три казахстанские истории о передаче бизнеса второму поколению.