Вместо трамвайного депо - гостиничный комплекс?
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/3de10ee5-efcb-4191-89d0-12c07465d153.webp)
В октябре 2015-го акимат южной столицы остановил работу городского трамвайного депо. С тех пор Алматы остался без трамваев. В 2016-м начали демонтировать трамвайные пути, а на территории коммунального предприятия, расположенного в географическом центре Алматы, решили построить общедоступное пространство для горожан. После проведенного конкурса была принята концепция строительства молодежного лофт-центра Depo Evolution Park, и в 2017 он был сдан в эксплуатацию, пусть и не доведенный до конца. Однако в 2019 лофт-центр был закрыт на реконструкцию - обветшавшие строения не отвечали технике безопасности - и по плану в 2021 он должен был быть снова открыт. Стоимость работ оценивалась в сумму свыше 2 млрд тенге.
Казалось бы, все хорошо, однако в минувшие выходные тревогу забила алматинка Алия Исабекова. Она обнаружила, что кадастровое целевое назначение участка площадью более 3,1264 га, расположенного по адресу г. Алматы, ул. Байтурсынова, 22, - строительство гостиничного комплекса.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/dfed260d-3f37-4972-997f-3f99faa8c2a2.webp)
- Мои родители живут напротив трамвайного парка. Каждый день смотреть из своих окон на эту разруху – не самое приятное занятие. Поэтому мы решили узнать, что же происходит с комплексом этих строений. И узнали, что кадастровое целевое назначение бывшего трамвайного депо отныне – гостиничный комплекс. Проверить эту информацию может любой, она в открытом доступе, - рассказала активист.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/38b20423-04a3-4f85-8e38-91b0ada3f09f.webp)
Обозреватель Forbes.kz побывал на месте реконструкции: территория обнесена высоким забором, а на воротах строительного объекта висит паспорт, где указано, что работы начались в июле 2019 и окончание запланировано на май 2021. Однако работы, по всей видимости, там не ведутся.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/4ae149dd-c1ea-4d5d-87ef-68c8c73e7022.webp)
Мы позвонили по нескольким номерам, указанным на пояснительном стенде. Дозвониться до заказчика – КГУ «Управление комфортной городской среды г. Алматы» - по представленному номеру не удалось, как объяснил робот-оператор, мы «набрали неправильный номер». Не удалось дозвониться и по другим номерам. Лишь генеральный подрядчик – АО НСК «Астана-Курылыс» - подтвердил, что строительство на объекте остановлено.
![«Как коренной алматинец, не могу согласиться». Как сохранить архитектурный облик Алматы и других городов Казахстана](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/47f2dfc6-e678-48f6-bc6d-5bc1a4a10a48.webp)
«Как коренной алматинец, не могу согласиться». Как сохранить архитектурный облик Алматы и других городов Казахстана
О проблемах застройки южной столицы высказались отечественные эксперты →
- Никаких работ там не ведется. Больше ничего не могу добавить, - сообщил один из сотрудников строительной компании.
В пресс-службе акимата Алматы в течение понедельника, 12 октября, никак не прокомментировали ситуацию с целевым назначением территории бывшего трамвайного депо. Не предоставило никакого ответа на запрос Forbes.kz и управление городского планирования и урбанистики Алматы.
- То, что нет доступа к точной информации и приходится только догадываться, что же там будет в итоге построено, при этом самостоятельно заходить на сайт госкадастра и обращаться к властям через социальные сети, говорит о том, что процессы принятия решений остаются непрозрачными. И это никому не выгодно, потому что из-за отсутствия ясности начинают появляться слухи, предположения. Они могут быть недостоверными, но приводят к социальному недовольству и скептицизму к профессионализму и открытости акимата, - рассказала директор и соучредитель ОФ Urban Forum Kazakhstan, архитектор Асель Есжанова.
Она отметила, что 4 года назад, когда был объявлен общественный конкурс на застройку этой территории, все ожидали, что государственные структуры начнут прислушиваться к мнению не только специалистов, но и самих горожан о том, в каком городе они сами хотят жить.
- Пожалуй, это было историческим событием для всего Казахстана – впервые в нашей стране в конкурсе принимали участие не только строительные компании, но и местные архитекторы, активисты, визионеры, которые могли предложить устойчивую концепцию для локации с большой историей. Пусть трамвайное депо и не является архитектурным памятником, но все жители Алматы с любовью вспоминают эпоху трамваев. За четыре года не была проведена работа над ошибками. Было бы дальновидно рассмотреть этот проект как кейс, проанализировать всю последовательность и замерить импакт от решений, принятых на каждом этапе, чтобы впредь избегать таких ситуаций и все же практиковать открытые конкурсы с вовлечением разных стейкхолдеров, - заключила собеседница.
P.S. Руководитель управления городского планирования и урбанистики Алматы Алмасхан Ахмеджанов прокомментировал ситуацию сайту Informburo.kz:
- Как и раннее задумывалось, будет современный центр. Гостиницы там нет. Гостиница – это ложная информация. Рядом есть участок, который не относится к депо. В своё время, в 2008-2009 годах он получал целевое назначение, когда делили разные помещения, которые на окраине стоят и на приватизацию уходили. Тогда получили целевое назначение под гостиницу.
![Токаев - Сагинтаеву: Запрещаю заниматься Кок-Жайляу и поручаю вернуть незаконно выданные земли нацпарка](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/29ba97e5-42cf-4db5-b416-62c9cfd95eb6.webp)
Токаев - Сагинтаеву: Запрещаю заниматься Кок-Жайляу и поручаю вернуть незаконно выданные земли нацпарка
Трудно предсказать, каким в итоге предстанет новое сооружение на территории бывшего трамвайного депо. А будет ли оно соответствовать тем обещаниям, которые давали городские руководители, мы, вполне вероятно, узнаем только в момент его открытия.