Вице-министр: Строительство общежитий в РК станет выгодным для бизнеса

До конца года будут приняты необходимые нормативные документы

Куаныш Ергалиев, заместитель министра науки и высшего образования, объяснил, зачем МОН разделили на два ведомства, чего не хватает казахстанским вузам, как можно обеспечить всех студентов общежитиями и нужно ли сокращать время учебы в бакалавриате.

F: В середине 2022 года президент Токаев объявил о решении разделить МОН на два ведомства, одно из которых будет заниматься вопросами высшего образования и науки. Есть ли смысл в таком размножении министерств, двойных расходах? Например, спорт и культура гораздо дальше друг от друга, чем высшее и среднее образование, а как-то уживаются.

- В разных странах по-разному, но, скажем, наши соседи имеют два-три министерства, а, например, в Узбекистане пять ведомств ответственны за сферу образования. Сфера высшего образования и науки требует отдельного большого внимания, и учреждение отдельного министерства в Казахстане было вопросом времени. Последние два-три года эту тему постоянно поднимали в научном сообществе.

Что касается дополнительных расходов на новое министерство, хочу отметить, что Министерство образования и науки просто разделили 50 на 50 — и штат, и бюджет, то есть никаких значительных затрат не было. При этом мы теперь можем уделить больше внимания научному потенциалу, развитию вузовской инфраструктуры. К примеру, оказалось, что крупных вложений в вузовскую инфраструктуру не было с 1970-х годов: что тогда построили, на том до сих пор и работаем.

F: Вы говорите о государственных университетах? Частные вузы, как я понимаю, должны сами заботиться о своем обеспечении.

- У нас в стране 120 вузов, из них 102 гражданских, порядка 60% - это частные вузы, остальные — государственные. Только в ведомстве нашего министерства — 29 вузов. Государство инвестирует в высшее образование путем предоставления грантов на обучение. Гранты получают достойные университеты независимо от того, частные они или государственные. Других механизмов инвестиций практически нет, разве что спорадически строятся общежития, но системной поддержки вузов от государства сейчас нет. Хотя, по моему мнению, должна быть.

К примеру, сейчас мы прорабатываем создание так называемых центров академического превосходства, и видим, насколько длительная эта процедура: чтобы определить бюджет, сначала формируется инвестиционный проект, финансово-экономическое обоснование и т. д. У частных вузов не так: если есть средства, они могут сразу построить себе здание или закупить оборудование.

F: Тогда может строить те же общежития по принципу ГЧП? По разным данным, в Казахстане не хватает более 80 тыс. мест.

- В настоящее время есть механизм, который позволяет привлекать инвестиции и строить общежития — это размещение госзаказа через договор с «Финансовым центром». За последние четыре года было построено порядка 40 тысяч койко-мест, это более 150 общежитий. Но ещё не хватает около 89 тысяч мест, только в Алматы нехватка - 37 тысяч. Этот механизм рабочий, точно так же строятся частные школы. Но проблема в том, что условия этого механизма не слишком привлекательны. Наше министерство неоднократно поднимало этот вопрос, и уже есть решение правительства о том, чтобы изменить эти условия.

Так, затраты на строительство общежитий теперь будет возмещаться государством не восемь лет, а шесть, что позволит быстрее вернуть инвестиции. Сумма на одно койко-место поднимется со 122 МРП до 195 МРП (на 500-местное общежитие - 336,3 млн тенге - F). Эти изменения должны быть утверждены к концу декабря, и мы надеемся, что они дадут импульс для активизации строительства. В 2022 году много инвесторов отказались от контрактов на общежития, в основном из-за того, что резко подорожали стройматериалы. Но в целом этот механизм неплохо себя показал. Мы делали анализ, и оказалось, что за годы независимости всего было построено 8 тысяч койко-мест — это примерно 15 общежитий, а за последние 4 года — порядка 150 общежитий.

Кроме того, есть «Перечень приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов». И когда вид деятельности находится в этом перечне, предприниматели могу получать различные преференции, например, земельные участки для застройки. Мы сейчас хотим внести в этот перечень строительство общежитий, для этого нужны изменения в постановление. Думаем, удастся это сделать в ближайшее время.

F: Обострил ли проблему дефицита студенческих общежитий поток релокантов из России?

- Всего в Казахстане обучается 25 тысяч иностранных студентов, большая часть — из Узбекистана. Из российских вузов за год перевелись 2-2,5 тысячи студентов, и на 95% это казахстанцы. Перевод у нас разрешен только в каникулярное время, но нынешней осенью мы внесли изменения в правила и в случае таких непредвиденных ситуаций разрешили студентам переводиться в наши университеты в любое время.

ФОТО: МНВО

F: Две с половиной тысячи студентов — не так много, учитывая, что, по данным посла РК в РФ Ермека Кошербаева на октябрь 2022 года, в России учатся свыше 70 тысяч студентов из Казахстана. Вы, как бывший ректор Университета имени Сулеймана Демиреля, знаете, как повысить привлекательность наших университетов для иностранцев?

- Образование давно стало глобальным, и академическая мобильность — мировой тренд, а также важная часть Болонского процесса. Я не считаю, что это плохо, когда люди ищут возможности получить лучшее образование. В свое время много студентов из Китая учились за рубежом, чтобы потом, вернувшись, внести большой вклад в развитие своей страны.

Если же говорить о том, что нужно казахстанским вузам, то есть несколько моментов. Первое — инфраструктура. В последнее время я вижу, что абитуриенты ищут хорошие условия в вузе — современные кабинеты, библиотеки, оборудование, те же общежития. Второй момент — содержание образования, контент. Образовательные программы, которые преподаются, должны быть современными, соответствовать рынку, чтобы выпускники были востребованными у работодателей. Для этого на третьем-четвертом курсе ребят отправляют на практику или же они проходят курс непосредственно на предприятиях в рамках дуального обучения. Третье — методика преподавания. Если раньше акцент делался на запоминание, на чтение, то сейчас - на применение знаний, функциональную грамотность, креативное мышление. Применяется проектное обучение, проведение хакатонов, поощряются стартапы и т. д. Но нужно время, чтобы вузы освоили эти подходы.

F: А преподаватели готовы к переменам? Может, привлекать иностранных?

- По своему опыту я знаю, что в Казахстане достаточно талантливых педагогов, как молодых, так и более опытных, которые могут работать на высоком уровне. Конечно, оплата труда, система мотивации преподавателей должна быть соответствующей.

F: С сентября 2022 года в Казахстане стартовал пилотный проект прикладного бакалавриата со сроком обучения 2,5 года. Как вы относитесь к такому сокращению времени обучения?

- Нормально отношусь, почему бы нет? Когда я езжу по регионам, вижу, что некоторые работодатели сами открывают колледжи и готовят себе сотрудников. Такая же логика применима и на уровне бакалавриата. Например, в отрасли туризма человек вполне может за 2-3 года получить необходимые знания и навыки и уже начать работать. Наукой он не будет заниматься, глубокие теоретизированные знания ему не нужны. Прикладной бакалавриат - это мировая практика.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте