В поиске равновесия

Отечественная сфера образования пытается улучшить качество и догнать мировые тренды
Фото: © Depositphotos.com/idal

На мировом рынке труда происходят кардинальные изменения: ускорение автоматизации, рост проникновения искусственного интеллекта во все сферы, развитие нейросетей, работа в виртуальной реальности. В связи с этим школьникам и студентам по всему миру как никогда требуется образование формата ready to future, то есть постоянно меняющееся и учитывающее тренды не только сегодняшнего дня, но и перспективу 5–10 будущих лет. Передовые учебные заведения учат студентов применять полученные знания в современном контексте, для успешного удовлетворения потребностей среды, в которой они живут. Если еще пять лет назад было популярно говорить о развитии в школах программ, связанных с критическим мышлением и логикой, то сегодня ученику, чтобы подготовиться к будущему, потребуется знание информационно-коммуникационных технологий, креативность, эмоциональный интеллект. «Современное учебное заведение сегодня должно суметь переключить внимание детей с хаотичного внешнего мира к выстраиванию индивидуального плана, который даст ученикам с раннего этапа представление об их будущем университете, дальнейшей профессиональной карьере и в целом жизненной траектории», – рассуждает в своем блоге доктор философии в области вычислительной когнитивной науки Аманда Кавнер.

Казахстанское образование не может игнорировать мировые тенденции. Все больше учителей выбирают в преподавании подход STEAM (расшифровывается как science, technology, engineering, art, mathematic). Такая образовательная модель объединяет естественные науки и инженерию в единую систему, изучение которой проходит в формате креативных творческих проектов. Кроме того, в этом году в четырех школах Астаны начали углубленно изучать IT-направления, такие как компьютерная графика, видеотехнологии, подготовка мобильных приложений, робототехника, создание веб-сайтов и 3D-моделирование, Design, web-технологии, электроника и мехатроника. Однако говорить о том, что наше образование наконец вошло в нужный ритм развития и готово к глобальному прорыву, не приходится. Все же речь идет об отдельных попытках улучшить обучение, нежели о комплексном подходе. Общая же картина такова, что в стране не хватает талантливых педагогов и менеджеров в сфере образования, которые были бы готовы не то, чтобы к технологическим вызовам нового мира, а хотя бы к подготовке учеников со средним уровнем знаний. По официальным данным, сегодня в стране не хватает 5 тыс. педагогов, также более чем в 500 казахстанских школах нет директоров, и эти показатели только растут. В то же время каждый пятый выпускник педагогических специальностей не трудоустраивается по профессии. Вдобавок только 23% учителей имеют высшую категорию.

Чтобы попытаться улучшить качество своего образования, Казахстан, наконец обратил внимание на рекомендации Организации европейского экономического сотрудничества (ОЭСР). В этом году в стране будет запущена новая система оценки школ. По словам вице-премьера Тамары Дуйсеновой, оценка будет проводиться ежегодно национальным координатором, которого будет назначать правительство, с привлечением независимых экспертов. И по итогам этой оценки будут определяться слабые школы в разрезе регионов «для принятия в отношении них точечных мер». «Как показывает практика, причинами низкого качества образования в школах могут быть плохой менеджмент и система управления школой, низкая квалификация учителей и слабая материально-техническая база. В связи с этим задачей акимов станет, во-первых, выделение средств на повышение квалификации учителей, и мы должны обеспечить его не через три года или пять лет, а делать это непрерывно», – пообещала в прошлом году Дуйсенова. Как правило, подобные новшества правительства отлично звучат на словах, однако плоды реализации мы сможем увидеть только в рамках следующей пятилетки.

Два угла зрения

В конце прошлого года ОЭСР опубликовала результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2022. В ней оценивали уровень математической, читательской и естественно-научной грамотности 15-летних обучающихся. Среди 81 страны Казахстан по математике занял 46-е место (54-е в 2018 году), по чтению – 61-е место (69-е), по естествознанию – 49-е место (69-е соответственно). Несмотря на средние результаты, Министерство просвещения РК победно отчиталось в СМИ, что казахстанские школьники смогли повысить показатели по естествознанию на 26 баллов, продемонстрировав наибольший прирост среди стран-участниц, и сохранили свои показатели по математике и чтению, наряду с восемью другими странам. «Это позволило Казахстану войти в топ-50 стран по математике и естество­знанию. Кроме того, по итогам PISA-2022 наблюдается снижение разрыва в качестве знаний между городскими и сельскими учащимися Казахстана. Сегодня в стране предпринимаются важные шаги по повышению качества образования. Наиболее значимыми являются закрепление статуса педагога и повышение их заработных плат, развитие инфраструктуры, обеспечение безопасной и комфортной среды для наших детей, организация бесплатного питания», – прокомментировал отчет ОЭСР министр просвещения Гани Бейсембаев.

Однако если обратиться к официальному резюме авторов отчета, то картина складывается не настолько позитивная. Так, согласно данным аналитиков ОЭСР, учащиеся в Казахстане набрали меньше среднего показателя среди всех стран по математике, чтению и естественным наукам. «Средние результаты 2022 года оказались примерно такими же, как в 2018 году по математике и чтению и выше – по естественным наукам», – отмечают они. Также результаты тестов показали, что в Казахстане 50% учащихся достигли в знании математики второго уровня, что значительно меньше, чем в среднем по странам ОЭСР (69%). То есть максимум этих учеников – способность интерпретировать и распознавать без прямых инструкций, как простая ситуация может быть представлена математически (например, сравнение общего расстояния по двум альтернативным маршрутам или конвертация цен в другую валюту).

Около 36% казахстанских школьников достигли второго уровня или выше в чтении (средний показатель по ОЭСР: 74%). Этот уровень означает, что студенты могут определить основную идею в тексте умеренной длины, найти информацию, основанную на явных, хотя иногда сложных критериях, и способны размышлять о цели и форме текстов.

55% учащихся в Казахстане достигли второго уровня или выше в области естественных наук (средний показатель по ОЭСР: 76%). То есть ученики могут распознать правильное объяснение знакомых научных явлений и использовать такие знания, чтобы в простых случаях определить, является ли вывод действительным на основе предоставленных данных.

Помимо прочего, аналитики ОЭСР отметили, что в Казахстане снизилась удовлетворенность учащихся своей жизнью, что в большей степени говорит о социально-экономическом положении. «В 2022 году 6% студентов в Казахстане сообщили, что не удовлетворены своей жизнью: они оценили свою удовлетворенность в пределах от 0 до 4 по шкале от 0 до 10. В 2018 году этот показатель составлял 5%. Около 19% девочек и 26% мальчиков признались, что становятся жертвами издевательств по крайней мере несколько раз в месяц. 16% учащихся сказали, что не чувствуют себя в безопасности по дороге в школу, а 12% ответили, что не ощущают себя в безопасности в рамках собственного класса в школе», – приводят неутешительные данные в ОЭСР. Всего в рамках исследования было опрошено 272 тыс. учеников школ Казахстана.

Технологии наступают

По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), к 2027 году в мире может исчезнуть 14 млн рабочих мест, в основном из-за распространения искусственного интеллекта (ИИ). «Широкое внедрение новых концепций и технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей (IoT) и большие данные (Big Data), ведет к изменению правил игры практически во всех отраслях: от сельского хозяйства до финансов», – говорил в прошлом году президент Касым-Жомарт Токаев, подчеркивая важность внедрения инноваций в сферу образования. Фокус на подготовку IT-специалистов был взят еще в 2021 году, но сегодня уже встал вопрос об обучении цифровым технологиям всех студентов вне зависимости от специальности. Так, в августе прошлого года министр науки Саясат Нурбек заявил, что все казахстанские студенты должны будут получить базовые компетенции в сфере искусственного интеллекта. Уже осенью Миннауки разработало совместно специальный курс, который запустили в 14 университетах страны. «Семь частных, семь государственных, где есть хорошие стандарты подготовки профессорско-преподавательского состава. Со следующего года по итогам пилота мы сделаем обязательным этот курс для всех студентов вузов», – сказал Нурбек.

Кроме того, согласно планам министерства уже в этом году как минимум три университета начнут специализироваться на разработках в сфере ИИ. Первый – Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата, на базе которого в партнерстве с Сеульским национальным университетом науки и технологии создадут школу искусственного интеллекта с семилетней образовательной программой. «Это будет большая программа, на которую мы выделим порядка 1 млрд тенге. Парламент Южной Кореи одобрил финансирование этой инициативы. Также планируется сотрудничество между городским университетом Гонконга и Satbayev University по созданию второй школы искусственного интеллекта», – заявил министр.

Где создадут третий центр по изучению ИИ в Казахстане, в МОН пока не определились. К слову, и без специализированных школ уже сейчас отечественные технические вузы внедряют ИИ-образование. Так, Назарбаев Университетом, Казахстанско-Британском техническим университетом и МУИТ ведется обучение по программам анализа данных, машинного обучения и робототехники.

Впрочем, несмотря на то что в мире активно обсуждают применение ИИ в образовании и науке, по-прежнему немногие университеты уже внедрили собственные правила, инструкции и образовательные курсы. В прошлом году ЮНЕСКО опросила 450 мировых университетов, и выяснилось, что только 13% представили своим студентам и сотрудникам хоть какие-то рекомендации по ИИ. Наверняка это временное явление. Революции благодаря развитию ИИ в науке и образовании не избежать, отмечают эксперты. «Только ChatGPT имеет 180 млн пользователей по всему миру. При правильном использовании ИИ может создавать вместе с учеными новаторские исследования и сохранить им время», – отмечают в ЮНЕСКО. Очевидно, что опоздать в случае с освоением ИИ – значит проиграть в гонке за конкурентоспособность, тем более что уже сейчас искусственный интеллект и нейронные сети активно интегрируются с другим ноу-хау – технологиями дополненной и виртуальной реальности. Вопрос лишь в том, сможет ли казахстанское образование успевать за мировыми трендами.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте