Стив Форбс: Украина - ошибка, о которой Москва пожалеет

Захват Россией Крыма (и, кто знает, возможно, и других регионов Украины) – это стратегический просчет Владимира Путина, по масштабам сопоставимый с вторжением СССР в Афганистан в 1979 году

Москва, рассчитывая на слабость Запада, может в краткосрочной перспективе добиться раздела соседней страны или даже прекращения 22-летнего периода независимости Украины. Но это приводит в движение силы, которые всерьез расшатают Россию и само правление Путина. 

Путин, опьяненный тем, как ловко ему удалось обвести Обаму вокруг пальца в Сирии и Иране, на этот раз перегнул палку. «Царь» России небезосновательно решил, что Барак Обама по бесхребетности превосходит даже суфле. В свое время партийный босс Леонид Брежнев точно так же понадеялся, что раз Джимми Картер рохля, то он не сможет отреагировать на ввод советских войск в Афганистан.

Без currency board МВФ вопреки своему желанию станет союзником Владимира Путина 

Брежнев жестоко просчитался. Шок от этого вторжения сподвиг Картера на такие шаги, о которых он и сам не мог помыслить: от прекращения поставок Москве зерна до бойкота (совместно с другими странами) московских Олимпийских игр и начала перестройки находившихся в упадке американских вооруженных сил. Рональд Рейган пошел еще дальше, целенаправленно вооружая антисоветских боевиков и вкачивая в американскую армию деньги в масштабах, которые Картеру и не снились.

СССР проиграл холодную войну и развалился. И хотя Обама еще более последовательно, чем Картер, демонстрирует слабость и дилетантство, он уже согласился отложить встречу стран «Большой восьмерки» в Сочи. Если Путин не остановится, то цена, которую Россия заплатит за агрессию, будет все выше и выше.

Экономика. Она уже пострадала из-за снижения цен на сырьевые товары. Но после вторжения Путина кто захочет инвестировать в Россию? Вероятность применения санкций высока, и их масштабы будут расширяться, если Москва будет стремиться контролировать и другие регионы Украины.

«Большая восьмерка». Хотя Обаме и европейцам это может не понравится, группа превратится в «Большую семерку». 

Рубль. Валюта окажется под сильным давлением, особенно ввиду того, что правительство, не понимая связи между положением рубля и грамотной экономической политикой, уже «слегка» обесценило национальную валюту. Интересно, помнит ли Путин о том, какие последствия имел обвал рубля в 1998 году для режима Ельцина?

Бегство капитала. Все россияне, начиная с олигархов, поторопятся положить свои деньги туда, где надежнее. Куда угодно, лишь бы не хранить их дома – в стране, где верховенство закона, мягко говоря, не слишком развито. Это подорвет дальнейший рост экономики страны.

Богатство, нажитое неправедным путем. Как и в случае с президентом Украины, нам пора начинать замораживать незаконно полученные активы олигархов и политиков.

Банки. Российскому бизнесу нужен доступ к западным финансовым институтам. Этот доступ может быть ограничен или прекращен. Для этого есть множество путей. Результатом станет неспособность России работать с другими странами мира, что затруднит рост. Это также осложнит вывоз капитала в офшоры и другие тихие гавани.

Визы. Российским олигархам очень нужен беспрепятственный доступ в страны Запада. Запрет или ограничения на выдачу виз станут серьезным фактором.

Природный газ. Москва думает, что держит Европу и Украину на коротком поводке, потому что они зависят от поставок газа. Но это можно изменить. США ускорят строительство мощностей для экспорта сжиженного газа, которого у нас все больше. Огромные ресурсы есть у Израиля, который тоже может стать прекрасным источником газа для Европы. Из-за давления России на Украину странам Европы, таким как Франция и Германия, придется снять ограничения на фрекинг, чтобы снизить зависимость от российских энергоресурсов.

Торговля. Партнеры России постараются сократить торговые отношения с компаниями страны, в которой коррупция принимает такие масштабы.

«Проклятие ресурсов». Россия располагает огромными запасами нефти, газа, алюминия и других ресурсов. Но это не поддерживается развитием диверсифицированной экономики. Испорченные отношения с Западом еще более осложнят реформы.

Противоракетная оборона. Чтобы успокоить Москву, Обама отменил размещение систем ПРО в Чехии и Польше, которые должны были послужить сигналом для Ирана, разрабатывавшего свои баллистические ракеты. Обама (или уже его преемник) пересмотрит это решение и расширит эту программу.

Иран. Конгрессу нужно принять те жесткие меры, на которые не идет Белый дом. Нам пора признать, что любые переговоры будут профанацией.

В прошлый раз, когда оппозиция пришла к власти на Украине, она упустила множество возможностей и наломала дров, позволив коррупции захлестнуть страну. (На Украине коррупция имеет еще большие масштабы, чем в России.) Поэтому к власти вернулся пророссийский режим, который, однако, добился еще более негативных результатов, чем его предшественники. Путину следовало выждать, позволить событиям идти своим чередом и постепенно нарастить влияние России. Раньше у него получалось демонстрировать выдержку. Но не в этот раз.

Не позволяйте МВФ работать на Путина

Путин рассчитывает, что развал украинской экономики, которая находится в плачевном состоянии, позволит России фактически установить контроль над регионами Украины, которые он не стал оккупировать. Украина обременена долгом греческих пропорций, а гривна входит в штопор.

Первое, что нужно сделать Украине, – ввести режим currency board (обеспеченной денежной эмиссии. – Прим. ред.), который позволит стабилизировать гривну. Правительству нужно срочно пригласить Стива Хэнке из Университета Джона Хопкинса. Хэнке помогал в такой ситуации Болгарии, Литве и множеству других стран. Сurrency board позволит привязать гривну к евро. Эмиссия каждой гривны будет обеспечена евро. У Центрального банка не будет никакой возможности устанавливать цену на свое усмотрение.

Достоинства currency board исчерпывающе описаны в статье Джуди Шелтон в «Уолл-стрит Джорнал» от 26 февраля. Шелтон – еще одна из немногих экспертов, которые действительно понимают, как работают деньги.

Без currency board МВФ вопреки своему желанию станет союзником Владимира Путина. К сожалению, в этой структуре никто не понимает, как можно эффективно помочь экономике на стадии распада. Чиновники МВФ традиционно выписывают нездоровым странам рецепты в виде повышения налогов, девальвации и отказа от субсидий. И если правительство соглашается на эту гремучую смесь, то фонд выделяет свои теоретически спасительные кредиты. Проблема в том, что рецепт от МВФ не способствует выздоровлению.

Возьмите самую болезненную из стоящих сейчас перед Киевом задач: стабильность национальной валюты. МВФ, хоть и ведет свою историю с середины прошлого века, до сих пор не понимает, что деньги являются измерителем стоимости так же, как весы измеряют вес, а часы – время. Вопреки широко распространенному убеждению деньги не контролируют экономику. Они помогают торговле, являясь средством для упрощения сделок. Удешевление денег влияет на устойчивый рост так же, как махинации с весами помогают похудению.

Если Киев не будет вводить currency board, то ему нужно защитить установившееся сейчас соотношение между евро и гривной, закупая национальную валюту за счет валютных резервов. Правительству также следует сократить денежную базу путем продажи государственных облигаций. Здесь важно проследить, чтобы оно не начало вкачивать деньги обратно в экономику, что приведет к стерилизации.

Украине также следует снизить налоги. В стране действует своего рода единая ставка в размере 15% (есть небольшой дополнительный налог при превышении определенного уровня дохода), которую повышать не нужно. Но самым неподъемным является 38%-ный налог на зарплату. Его нужно снизить вдвое, если не больше, потому что такая высокая ставка ведет к уклонению от уплаты налогов и сокращению найма. Правительству также следует снизить корпоративный налог до уровня ирландского – 12,5%.

Самая лучшая инструкция к проведению системных экономических реформ содержится в ежегодном докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса». В нем экономика 189 стран мира оценивается по 11 критериям, таким как простота ведения предпринимательской деятельности, получения кредитов или бесперебойного доступа к электроэнергии. Украина по итогам этого исследования всегда находится в нижней части таблицы.

А что с субсидиями для потребителей? МВФ часто не понимает, что отказ от субсидий в период кризиса приводит к еще более сильным политическим потрясениям. Как раз сейчас украинскому правительству не стоит перетряхивать газовые субсидии.

Мы не можем защитить Украину от Путина, но можем защитить ее от МВФ.