У казахстанских потребителей будет омбудсмен по защите их прав
В Минторговли представили новый проект Закона «О защите прав потребителей». В числе поправок: исключение медизделий из перечня невозвратных товаров и отмена 100%-ного невозврата за авиабилеты

Министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев на пленарном заседании Мажилиса представил новую редакцию проекта Закона «О защите прав потребителей».
По словам министра, последние поправки в закон о ЗПП вносились четыре года назад, однако правоприменительная практика показала в нем правовые недочеты, которые не соответствуют современным реалиям и влияют на результативность защиты потребителей.
— Во-первых, четырехэтапный порядок рассмотрения жалоб создал барьер для реализации конституционного права на судебную защиту. Прежде чем обратиться в суд, потребители вынуждены проходить все этапы этого порядка. Во-вторых, сфера действия закона ограничена розничной торговлей и бытовыми услугами, что мешает Комитету по защите прав потребителей реагировать на нарушения в таких важных сферах, как жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, туристические услуги, связь и другие, — перечислил Шаккалиев.
В-третьих, отметил министр, общественные объединения потребителей работают недостаточно эффективно, отсутствует консолидация в их деятельности.
— В-четвертых, внедренная для автоматизации процесса приема и рассмотрения бизнесом обращений потребителей информационная система e-tutynushy не дала ожидаемого эффекта ввиду его добровольной регистрации в ней. В-пятых, за административные правонарушения в сфере защиты прав потребителей в КоАП РК предусмотрено лишь предупреждение. Такое взыскание недобросовестный бизнес не пугает, — заявил глава Минторговли.
Министр подчеркнул, что необходимость совершенствования закона о ЗПП подтверждается и статистикой ежегодного роста обращений потребителей, недовольных действиями недобросовестного бизнеса и уровнем защиты своих прав.
— Хотел бы отметить резкий рост жалоб потребителей на нарушения в сфере электронной торговли до 7732 в 2023 году, удельный вес которых составил более 15% от общего числа жалоб прошлого года, что является следствием активного использования ими инструментов электронной торговли. Причем по сравнению с 2022 годом рост числа жалоб составил 290%, — сообщил Шаккалиев.
Как заявил Шаккалиев, при разработке законопроекта изучен опыт стран СНГ, Германии, Польши, Турции и других стран. В результате анализа международного опыта ведомство предлагает следующие новеллы:
- упрощение порядка разрешения гражданско-правовых потребительских споров, когда потребитель может выбрать: напрямую подать иск в суд либо обратиться к субъектам внесудебного урегулирования спора (медиатор/арбитраж) или в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к административной ответственности;
- распространение базовых принципов закона О ЗПП на все сферы услуг, кроме финансовых;
- разделение понятия определенного и неопределенного круга потребителей. По аналогии с рядом стран ЕАЭС омбудсмен и общественные объединения по ЗПП получат право предъявлять в суды иски в отношении неопределенного круга потребителей;
- введение гражданско-правовой ответственности предпринимателя в виде штрафа в пользу потребителя, чьи нарушенные права не были восстановлены на досудебном этапе. Этот инструмент должен стимулировать на досудебное разрешение гражданского спора с потребителями;
- усиление защиты прав потребителей в онлайн-торговле;
В числе поправок Шаккалиев также назвал устранение правовых пробелов. В их числе:
- условия договора, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителя, которые влекут их недействительность, станут императивными;
- нормы закона касательно безопасности и качества товаров приведены в соответствие с законодательством РК в области технического регулирования;
- исключение пресекательной нормы о добровольной регистрации в ИС e-tutynushy субъектов предпринимательства позволит интегрировать ее с другими государственными ИС и субъекты предпринимательства смогут видеть обращения к ним потребителей;
- исключены из числа невозвратных товаров медицинские изделия, абонентские устройства сотовой связи;
- исключена 100%-ная невозвратность по договорам о приобретении авиабилетов и туристском обслуживании;
- общественным объединениям потребителей предоставлена возможность делать контрольный закуп товаров и услуг;
- уточнены условия возврата потребителем товара в случае, если он приобрел его в кредит, и взаимоотношения субъектов предпринимательства с потребителями с инвалидностью.
Презентуя законопроект, министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев также сообщил об институциональном усилении системы защиты прав потребителей.
— По аналогии с институтом омбудсмена по защите прав предпринимателей для консолидации общественных объединений потребителей вводится институт омбудсмена по защите прав потребителей. Омбудсмен, как будущий стратегический партнер госоргана по защите прав потребителей, будет помогать ему вскрывать системные проблемы сферы защиты прав потребителей, будет глазами, ушами и голосом потребительского сообщества, — сказал министр.