Школа за $2 млн: как в Нур-Султане будут готовить разработчиков мирового класса
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-12/c2e06abe-24e9-41e2-a237-a68d4f7e1af6.webp)
Журналист Forbes.kz побывала в школе нового порядка и побеседовала с её идейными вдохновителями.
Школа примечательна тем, что бесплатно готовит IT-специалистов мирового уровня: без учителей, лекций, оценок и других элементов традиционного образования.
Проект alem был учреждён частным образовательным фондом Umit Fund в партнёрстве с европейской образовательной платформой 01 Edu System. Обучение в alem бесплатное и построено на идее массового сотрудничества Peer-Learning.
В школе намерены «создавать» разработчиков нового поколения, у которых будут развиты не только технические навыки, но и тайм-менеджмент, критическое мышление и умение работать в команде.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-12/96087751-39d3-4334-9d0f-aa7199f2cda3.webp)
Чтобы поступить в школу, необходимо пройти регистрацию на сайте alem.school, предварительное тестирование и интервью. Для поступления не обязательно владеть навыками программирования или математики. Школа также не требует результатов ЕНТ или других экзаменов.
![Рука помощи. Как молодой программист создал первый отечественный бионический протез руки](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-12/8480c85e-a8a0-41d6-8e66-f226eaa2efc3.webp)
Рука помощи. Как молодой программист создал первый отечественный бионический протез руки
Теперь Маулен Бектурганов хочет наладить их серийное производство →
Школа рассчитана на всех желающих в возрасте от 18 до 35 лет. В течение пяти лет alem планирует подготовить 1000 профессионалов, востребованных как в Казахстане, так и во всем мире.
Сейчас в школе проходит четырёхнедельный «бассейн», который начался 2,5 недели назад. «Бассейн» - это отборочный этап, который надо пройти тем, кто хочет продолжить обучение в школе. Во время этого этапа учащихся окунают в решение практических заданий с жёсткими дедлайнами. Продолжить обучение в школе смогут только «выплывшие».
В первый «бассейн» сумели зарегистрироваться 214 студентов из 1200 участников, прошедших предварительный этап. Но не все выдержали жёсткие условия школы. На сегодняшний день студентов в «бассейне» – 160.
Средний возраст участников первого «бассейна» составляет 23,8 года. 20% студентов alem – девушки. Основной курс обучения начнётся после прохождения отборочного этапа.
Средняя продолжительность обучения в школе – два года. Студенты смогут заниматься в любое время дня и ночи, в будни, выходные и праздники.
По аналогичному принципу уже работают школы web@cademie и «42», созданные при участии Николя Садирака. Школа «42» признана мировым IT-сообществом прорывом в коллективном образовании.
![Николя Садирак Николя Садирак](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-12/8f823ca9-5215-4416-a7d5-68a5b7285af7.webp)
Сооснователь школы «42» и 01 Edu System Николя Садирак рассказал о том, как, на его взгляд, изменится система образования.
- Скорее всего, технологии не поменяют систему образования, которая складывалась веками. Просто станут появляться новые университеты и школы с новыми подходами, и так до тех пор, пока старые модели не умрут. Современная система образования построена на принципе "учитель - студент", где учитель всё подробно объясняет студентам. Но как только учитель объяснил всё, он забрал у студентов возможность открыть или найти что-то самим. С течением времени это превращается в своего рода зависимость, где люди перестают учиться самостоятельно. Без этого навыка выжить в современном мире, где все постоянно меняется, невозможно, - сказал он.
![Назарбаев: Казахстанцы не должны отстать от всего мира](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-12/6d388c42-946e-4f58-8cef-cf36f2054614.webp)
Назарбаев: Казахстанцы не должны отстать от всего мира
Президент Казахстана во вторник, 6 ноября, официально запустил работу между... →
По словам Садирака, в alem студенты научатся на практике осваивать знания самостоятельно.
- У нас нет учителей, книг или расписания. Курс построен таким образом, что сначала мы даём студентам 80% информации для того, чтобы выполнить задание. Потом 50%. В конце курса мы даём им 3-4%, а все остальные знания они добывают сами. По принципу peer-to-peer, где они выступают сначала студентами, а потом учителями. Студенты также сами проверяют работы других студентов, что позволяет им взглянуть на одну и ту же проблему с разных сторон, - сказал Садирак.
Как отметил сооснователь «42», в наше время нет смысла учить людей тому, что легко делают машины.
- С развитием искусственного интеллекта машины будут справляться с другими, более сложными заданиями. То, чему сейчас обучают в университетах, это работа, с которой легко справляется машина. Какую ценность приносят люди в таком случае? – сказал Садирак.
Председатель правления школы Дагар Давлетов рассказал, сколько средств было инвестировано в проект.
![Дагар Давлетов Дагар Давлетов](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-12/96e11df1-b2d5-49b6-bb7c-ee82cc22eda9.webp)
- Инвестиции в школу составили $2 млн, и мы можем на эти деньги работать 2 года, дальше будем работать над привлечением средств, так как мы проект некоммерческий. Площадь в Astana Hub, на которой располагается школа, была предоставлена государством. Сейчас мы чувствуем себя комфортно, но хотим развиваться, не останавливаться на достигнутом. Стартовые инвестиции в проект получились "высокими" из-за закупки мебели и оборудования. Операционные затраты, в свою очередь, небольшие. Над школой работает команда из 6 человек, и неважно, сколько учеников – школа ведь без учителей. И в этом плане нам работать легко и комфортно, - сказал Давлетов.
![Амрин: Почему технологическое отставание Казахстана - преимущество](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-12/6b256533-c366-40e4-af36-0016fd464e14.webp)
Амрин: Почему технологическое отставание Казахстана - преимущество
Как ускорить внедрение инноваций в Казахстане и сможем ли мы занять достойн... →
По словам Давлетова, студенты, которые сейчас находятся в «бассейне», - разные, они пришли из разных сфер, все они разного возраста, и в этом преимущество – имея разный опыт, они могут обогащать друг друга. Только около 40% студентов в школе имеют опыт программирования. Среди остальных нередки гуманитарии.
- Самое главное – это дать возможность людям, у которых есть потенциал, и направить их в нужное русло, отойти и не мешать. Если взять статистику, то в Казахстане ежегодно выпускаются около 7 тыс. IT-специалистов, но индустрии нет. Да, количество есть, но как оценить качество? Все дело в креативности: есть разработчик, который умеет работать по шаблонам, но не умеет решать проблемы, а есть тот, который не умеет работать по шаблонам и умеет решать проблемы. Один креативный разработчик стоит несколько шаблонных, - сказал Давлетов.
Рынок труда готов и давно просит креативных разработчиков, уверен Давлетов.
- Мы общаемся и с местными, и с зарубежными компаниями, и они ждут наш первый выпуск, на который, как я думаю, позитивно отреагирует рынок. Каждый выпускник alem сможет повести за собой как минимум 20 человек. Мы понимаем, что часть выпускников захочет работать в других странах. Мы стараемся работать с местной индустрией над челленджами для разработчиков, чтобы им было интересно оставаться в стране. Но у нас нет ограничений по географии – вы можете приехать откуда угодно и учиться в alem, а после обучения уехать куда захотите, - подытожил Давлетов.