Россия вытеснила казахстанское зерно из Ирана
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/ae7d77e9-f32b-4803-b4c6-9d0d6efc4f39.webp)
2 августа в Астане прошел круглый стол Зернового союза Казахстана (ЗСК), где обсуждались перспективы нового урожая, вопросы ценообразования и логистики, пишет Eldla.kz. Глава Комитета торговли ЗСК Александр Малов рассказал о сужении возможностей сбыта казахстанской пшеницы и ячменя, связанном с экспансией российского зерна на традиционные для Казахстана рынки сбыта.
Как пример полностью потерянного рынка для Казахстана он привел Кыргызстан: до вхождения этой страны в ЕАЭС Казахстан закрывал 90% потребности этой страны во всех видах зерна. Однако после присоединения Кыргызстана к Экономическому союзу исчезли факторы, сдерживающие экспансию российского зерна в этот регион, такие как экспортная пошлина и транзитный железнодорожный тариф. Сегодня более дешевое российское зерно полностью вытеснило оттуда казахстанское.
![Поставки казахстанской пшеницы в Китай остановились из-за падения цен](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/aba48c7b-cb67-4428-865d-51f0171d95f3.webp)
Поставки казахстанской пшеницы в Китай остановились из-за падения цен
Экспортеров не устраивает цена, которую предлагают за зерно →
По аналогичной схеме развивается с прошлого года ситуация в Иране. Если ранее Казахстан поставлял в эту страну около 1 млн тонн зерна в год, в основном ячменя, то сейчас поставки практически остановились. Причина с одной стороны в том, что казахстанские трейдеры не могут проводить расчёты с Ираном, находящимся под санкциями. С другой, туда активно заходит российское зерно по очень низким ценам.
«Например, российский ячмень сейчас приходит в Иран по цене 55 тыс. тенге за тонну в пересчёте на нашу валюту. Мы такую цену предложить не можем, у нас ячмень на внутреннем рынке намного дороже», - сказал Александр Малов.
Аналогичная ситуация по пшенице. Это создаёт сразу несколько проблем для Казахстана. Во-первых, возникает вопрос, куда продавать ячмень, который является второй по значимости зерновой культурой в производстве страны. Во-вторых, морской порт Актау, ранее работавший в основном как раз на иранском направлении, остался не загруженным
«Сейчас мощности порта загружены на 15% и перспективы улучшения ситуации не просматривается», - сказал Александр Малов.