Новый терминал аэропорта Алматы хотят запустить раньше срока
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/fcc9ebed-17f0-4da8-9592-061668897ca7.webp)
В 2022 году Международный аэропорт Алматы обслужил свыше семи миллионов пассажиров. За первые 7 месяцев 2023 года через воздушную гавань мегаполиса прошло уже 5,2 млн пассажиров, что на 36% выше аналогичного периода 2022 года. Действующий терминал не рассчитан на такой поток: свой лимит аэропорт исчерпал еще в 2007 году и с того времени работает сверх вместительности. Разумеется, из-за этого страдают путешественники, которые вынуждены стоять в пробках на подъезде к аэропорту, на его территории, отстаивать огромные очереди на регистрации и паспортном контроле, подолгу ждать багаж и даже подачу трапа или автобуса.
Когда в 2021 году управление аэропортом Алматы перешло к турецкой компании TAV Airports Holding, то новый владелец практически сразу начал работу по строительству нового международного терминала площадью 55 тыс. кв. метров, что в 2,5 раза больше действующего здания аэропорта.
![Президент Международного аэропорта Алматы Альп Эр Тунга Эрсой Президент Международного аэропорта Алматы Альп Эр Тунга Эрсой](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/27533985-f47d-4c9c-9f1f-fd289a316ab2.webp)
Как сообщил президент Международного аэропорта Алматы Альп Эр Тунга Эрсой на встрече с журналистами 23 августа, сейчас строительство нового международного терминала завершено на 70%. Его запуск планируется на август 2024 года, хотя, возможно, новый терминал откроет свои двери уже в июне 2024-го.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/07f3b995-402e-4aba-b53c-16ee0dd5e15e.webp)
Каким будет новый терминал? Судя по промежуточным результатам строительства и дизайн-проекту – достаточно просторным и светлым. А украсят его работы казахстанских художников. Здесь поставят 50 стоек регистрации (сейчас в аэропорту их 20), а также стойки для самостоятельной регистрации и сдачи багажа.
Здесь также откроют 20 «окошек» паспортного контроля для вылетающих пассажиров и 32 – для прилетающих. Установят четыре багажные ленты.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/f156a9f1-6673-46c1-8fba-8c39e51a0e1c.webp)
В новом терминале к телескопическим трапам смогут одновременно подгонять до семи самолетов - сейчас это возможно сделать только для трех лайнеров. Одновременно здесь смогут обслуживать до 12 только международных рейсов (сейчас - до десяти внутренних и международных).
По планам владельцев аэропорта, с запуском нового терминала пропускная способность аэропорта по внутренним и международным рейсам увеличится до 14 млн пассажиров в год.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/d5e4224b-43e0-454a-8bfc-6cf6e1872705.webp)
Согласно дизайну, старый терминал после реконструкции будут использовать для внутренних рейсов. А новый терминал будет соединен со старым через надземный переход. Новое помещение обеспечит пассажирам легкий доступ для пересадки с внутренних и международных рейсов без выхода за пределы здания.
Что касается сейсмоустойчивости здания нового терминала, то журналистов заверили, что он может выдержать землетрясение магнитудой 10 баллов.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/91e30103-80af-4be7-b9c9-6dc0672c5d28.webp)
Как все будет устроено на самом деле, пассажиры смогут увидеть только через год. А пока картина в аэропорту не радужная – портят ее пробки. Руководство аэропорта это понимает и, по словам президента воздушной гавани, делает все, чтобы снизить трафик.
«Не многие знают, что мы сейчас убрали линию для автобусов - теперь обе полосы движения доступны для автомобилей. Но многие по привычке продолжают ездить только по одной полосе, что тоже усугубляет ситуацию с заторами», — сказал Альп Эр Тунга Эрсой во время экскурсии.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/2ca72719-32ae-42df-bde9-1532dfb48dd4.webp)
Около 60% пассажиров приезжают в аэропорт на такси либо на машине провожающих, а значит, им нет необходимости парковаться. Но в любом случае нужно делать остановку и, как правило, у входа в терминал, а это тоже усугубляет ситуацию с пробками. Поэтому вопрос с кратковременными остановками тут тоже пытаются урегулировать. Для этого выделили дополнительную полосу на реконструируемом пандусе (который нужен для въезда автомобилей ко входу в терминал на втором этаже). Он находился на реконструкции около года, но уже 29 августа его откроют, заверил глава аэропорта.
«Благодаря пандусу, мы, как и раньше, разделим трафик на два этажа, а сейчас весь пассажиропоток приходится на первый этаж. И когда мы на следующей неделе откроем пандус, то, надеемся, пробок станет меньше», — сказал Альп Эр Тунга Эрсой.
![Новый пандус Новый пандус](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/c5199cde-cb86-4ab2-a6e7-992dec8f98eb.webp)
Еще одна головная боль посетителей аэропорта – парковка. Над решением и этой проблемы тут тоже уже работают. Так, по словам руководства аэропорта, уже в этом году здесь появятся дополнительные места на 250 машин. Первая парковка на 150 мест откроется уже в сентябре этого года, она будет расположена у нового VIP-терминала. Еще одна парковка на 100 мест добавится в ноябре 2023 года. Для расширения парковочной зоны руководство аэропорта даже решило снести офисное здание TAV Construction. В общей сложности к открытию нового терминала на территории аэропорта будет свыше тысячи парковочных мест. Увеличится ли плата за парковку, президент воздушной гавани затруднился ответить.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/a4d8613f-0c13-48a6-a66f-5385a73b3c5e.webp)
После того как откроется новый терминал, TAV планирует приступить к реконструкции действующего здания, которое будет обслуживать только внутренние рейсы. О масштабном ремонте речь пока не идет, но работа по повышению комфорта пассажиров уже началась. Так, осенью 2022 года был расширен зал для внутренних вылетов, в июле 2023-го здесь добавили два выхода на посадку в международном секторе. В августе 2023 года в зоне международного прилета установили две дополнительные кабины паспортного контроля и закупили четыре новых автобуса для перевозки пассажиров к самолетам и от них. А также обновили санузлы и установили новые кондиционеры.
Как отметил Альп Эр Тунга Эрсой, TAV Airports Holding планирует сделать аэропорт Алматы крупнейшим грузовым хабом в Центральной Азии и привлекать в Казахстан новые авиакомпании, в том числе и американские.