Правовая защита бизнеса в РК: что ждёт предпринимателей в 2016?
Коллегия коммерческих юристов намерена подробно обсудить в рамках форума главные правовые события 2016. Важнейшей темой станут основные законодательные изменения в рамках «100 конкретных шагов по реализации реформ президента РК».
Монополизируют ли адвокаты казахстанские суды
6-7 ноября в Алматы пройдет IX Казахстанский форум корпоративных юристов →
Особые акценты спикеры форума – казахстанские и российские эксперты – сделают на следующих темах:
- новое в судебной практике: изменения в гражданско-процессуальном кодексе, разрешение инвестиционных и коммерческих споров, вопросы исполнительного производства;
- международные сделки и международная торговля: правовые аспекты евразийской интеграции, хеджирование платежей в случае девальвации и роста валютного курса тенге;
- корпоративное право и корпоративное управление: изменения по регулированию ТОО и АО, корпоративные споры, заключение сделок при конфликте интересов;
- правовое сопровождение бизнеса в период турбулентности: юридическая защита заемщиков, эффективные правовые инструменты по взысканию долгов, повышение стоимости компании перед продажей.
Специально для Forbes.kz спикеры X Казахстанского форума корпоративных юристов рассказали, чего ждать в 2016 казахстанскому бизнесу в правовом поле.
Так, бизнес-сообщество страны активно обсуждает предстоящие изменения антимонопольного регулирования. Председатель совета директоров Sayat Zholshy&Partners Айдын Бикебаев и партнёр компании Амир Бегдесенов разработали по просьбе антимонопольщиков собственное видение работы службы по защите конкуренции в Казахстане.
По оценке Айдына Бикебаева, его редакция закона эффективна в отношении монополистической деятельности и антиконкурентных действий госорганов, не ограничивает предпринимательскую свободу и включает в себя жёсткое пресечение многих видов недобросовестной конкуренции, которые ранее оставались безнаказанными. По его словам, если законопроект будет принят, регулирование монопольной среды в РК будет соответствовать стандартам стран ОЭСР.
В числе важных изменений, предлагаемых спикером, значатся прямое подчинение антимонопольного органа президенту, а также назначение руководителей ведомства на 5-летний срок, в течение которого их можно будет снять с должности только в случае обвинительного приговора по уголовному делу. «Это нужно для того, чтобы мощное лобби монополистов не смогло сместить неугодных должностных лиц», - объясняет г-н Бикебаев.
Также автор законопроекта предлагает применять уголовно-правовые меры ответственности только в отношении участников картельных сговоров, как это принято в странах ОЭСР, выведя за рамки уголовного законодательства все другие виды антимонопольных правонарушений, к которым должны применяться жёсткие и огромные денежные штрафы.
Вскоре судебная система Казахстана подвергнется значительным изменениям. Одним из нововведений станет выделение отдельного судопроизводства для инвестиционных споров, а также организация в Верховном суде специальной коллегии с участием крупных инвесторов.
Жумагельды Елюбаев, управляющий правовой советник Евразийского подразделения корпорации «Шеврон», выступил одним из соавторов учреждения такого специализированного суда. По его мнению, сегодня и отечественные, и иностранные инвесторы, находятся под прессом административно-правовых процедур и не всегда могут защитить свои интересы в международном арбритраже, как предписывает закон.
«У Казахстана нет свободных денежных средств для реализации многих проектов, особенно в сфере недропользования, где нужны многомиллиардные вложения. Инвесторы хотят работать в нашей стране, но они хотят и защиты капиталов, для чего нужно обеспечить верховенство закона и наличие независимого суда. Уполномоченные государственные органы, например, по вопросам налоговых отношений, охраны окружающей среды, недропользования имеют возможность через местные суды изымать у инвесторов десятки, сотни тысяч долларов (порой по надуманным основаниям) в целях пополнения госбюджета. Это, как правило, не является предметом для обращения в межуднародный арбитраж. Таким образом, инвестор остается один на один с властными структурами и местными судами», - говорит г-н Елюбаев.
Еще одной темой на форуме станет членство Казахстана во Всемирной торговой организации. Партнёр международной юридической фирмы Dentons Канат Скаков отмечает, что вхождение в ВТО затронет практически все отрасли экономики. Он убеждён, что казахстанскому бизнесу нужно как можно раньше осмыслить грядущие изменения и вникнуть в комплексные процедуры ВТО.
«Казахстан договорился о применении на импорт некоторых товарных групп более низких пошлин, чем в других странах ЕАЭС. Во избежание перетока товаров в рамках союза планируются механизмы администрирования, предусматривающие дополнительную уплату пошлин в случае их перемещения в другие страны ЕАЭС, - напомнил юрист. - Такие товары включают в себя и фармацевтическую продукцию, по которой Казахстан договорился создать в рамках ЕАЭС общий рынок лекарственных средств с 1 января 2016. Как это всё будет функционировать на практике, пока до конца не ясно».
Участники форума обсудят и создание в Астане Международного арбитражного центра AIFC на примере опыта ОАЭ.
Сейчас в Казахстане разрабатывается проект нового закона об арбитраже. Он призван создать единые процедуры для арбитражного и третейского судов. По оценке исполнительного директора Казахстанского международного арбитража Асель Дуйсеновой, с введением в действие законопроекта можно будет говорить о новом этапе в развитии арбитражного движения в Казахстане.
«В новой редакции сняты необоснованные ограничения компетенций третейских судов, которым сейчас не подведомственны споры, затрагивающие интересы государства, госпредприятий, споры из договоров естественных монополистов и доминантов. Эти нововведения актуальны и обоснованы. Однако их практическая реализация иногда оставляет желать лучшего», - рассказывает она.
Между тем, по мнению г-жи Дуйсеновой, законопроект снимает одни ограничения, но выставляет другие. Так, говорит она, в перечень субъектов, которым нужно будет получать разрешение уполномоченного органа для рассмотрения спора арбитражем, будут включены и юридические лица с государственным участием.
«Сейчас такие АО и ТОО могут свободно включать арбитражные (третейские) оговорки без всякого согласия со стороны уполномоченного госоргана. По сути, это дискриминация по сравнению с АО и ТОО без государственного участия», - убеждена она.