Политика и искусство: как открывали 77-й Каннский кинофестиваль
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-06/495daab8-4bd0-41b8-b1c5-ce861fe5c715.webp)
За прошедшие годы Международный Каннский фестиваль часто становился площадкой для проведения политических и активистских мероприятий. Вспомним, к примеру, акцию солидарности, организованную в 2018 году Кейт Бланшетт, Кристен Стюарт и Сальмой Хайек, возглавивших демонстрацию женщин на красной дорожке, протестующих против гендерного неравенства в киноиндустрии. Четыре года спустя центром полемики стал военный конфликт между Россией и Украиной, а в этом году острые дискуссии разгораются вокруг ситуации в секторе Газа. Новая волна забастовок грозит захватить международную киноиндустрию. Опять набирает обороты движение Metoo, а члены французского коллектива Sous les ecrans la deche, объединяющего фрилансеров, работающих за кулисами кино, готовятся к протестам против трудовой реформы.
Поэтому художественный руководитель мероприятия Тьерри Фремо созвал встречу с журналистами за день до официального открытия, заявив о намерении «провести фестиваль без полемики» и сосредоточиться на главной цели кинофестиваля – самом кино. Однако это не уменьшило аппетит к политическим посланиям, и многие знаменитости перенесли дискуссии в социальные сети. В этом году фестиваль принял еще больше мер предосторожности: во-первых, на протяжении следующих 11 дней в Каннах запретили проведение демонстраций и протестов. Во-вторых, организаторы кинофестиваля увеличили команду безопасности. Вокруг фестивального дворца были установлены камеры с искусственным интеллектом для дополнительного мониторинга, а также новые рамки безопасности с ИИ, которые позволяют посетителям фестиваля проходить контроль, не выворачивая карманов.
![Мерил Стрип Мерил Стрип](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-06/445488ee-27d2-4724-8917-509075335365.webp)
14 мая гости уютно разместились в кинозале Grand Lumiere, наблюдая за шествием по красной ковровой дорожке, на которой, кстати, преобладали участники в возрасте 70+.
«Возможно, вы этого не знаете, но вы собираетесь войти в параллельную вселенную, называемую «Каннский вихрь», - сказала ведущая церемонии открытия Камилла Коттен. Под музыку оркестра французская актриса объявила, что двенадцать дней фестиваля пройдут под знаком больших эмоций и любви к кино.
![В Казахстане открыли первую голливудскую киностудию](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-06/80a8676d-50b3-4415-a008-6eb98c39d2ed.webp)
В Казахстане открыли первую голливудскую киностудию
Она будет продвигать казахстанских актеров в Голливуде и привозить голливуд... →
«Мы смотрим фильмы целый день и обсуждаем их всю ночь. Мы говорим на разных языках, но все понимаем друг друга. В Каннах, когда погружаешься во тьму, находишь свет. Этот мир существует. Здесь встречаются любители кино со всего мира. Сегодня, во времена тревожных и даже пугающих событий в мире, когда глубокие разногласия разделяют народы, когда наша планета горит, когда наш коллективный разум становится искусственным, это место встречи - настоящая удача. Каждый год мы приезжаем в Канны, чтобы продемонстрировать нашу человечность и зарядить наши сердца надеждой. И это прекрасно!» - сказала она.
Далее ведущая вечера пригласила на сцену международное жюри под руководством американской актрисы и режиссера Греты Гервиг. Председательница жюри выразила благодарность кинофестивалю за возможность провести две недели в «священном храме». По её словам, «искусство кино священно». «Я не могу поверить, что мне выпала возможность провести следующие 10 дней в этом доме поклонения», - добавила Гервиг. Специально для неё певица Захо де Сагазан исполнила песню «Modern Love» Дэвида Боуи, которая является не только мировым хитом, но и саундтреком к фильму Ноа Баумбаха «Фрэнсис Ха», где главная героиня, сыгранная Гервиг, энергично танцует под эту музыку.
![Жюльет Бинош и Мерил Стрип Жюльет Бинош и Мерил Стрип](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-06/08efadbd-7f8f-48da-97e9-539164d0b267.webp)
Француженка Жюльет Бинош вышла на сцену, чтобы вручить «золотую пальмовую ветвь» американской актрисе Мерил Стрип. По каннской традиции зрителям показали клип из фильмов с участием Стрип. Этот момент вызвал смех и слезы как у зрителей, так и у самой героини вечера. Стрип выразила свои чувства во время эмоциональной речи: «Для меня смотреть этот видеомонтаж — это как глядеть в окно скоростного поезда, который мчит меня от моей юности к пятидесяти годам и далее. Так много лиц, мест, событий, которые я все еще так отчетливо помню. Когда я впервые приехала в Канны 35 лет назад, я уже была матерью троих детей. Мне было 40, и я думала, что моя карьера завершена. В то время для актрис это было вполне логичное заключение. Но я здесь сегодня вечером — это благодаря замечательным людям в киноиндустрии, которые помогли женщинам найти свой голос». Стрип добавила: «Моя мама, которая обычно всегда права, всегда говорила мне: «Мерил, моя дорогая, ты увидишь: все проходит так быстро, слишком быстро». Так оно и случилось. За исключением моей речи, которая кажется слишком длинной». Затем Бинош и Стрип объявили 77-й Каннский фестиваль официально открытым.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-06/a596383b-93b0-4bee-a928-66a2e97c3227.webp)
Первая картина фестиваля – «Второй акт» Квентина Дюпье была показана в тот же вечер. Это фильм о кино и о том, как создают кинематографическую реальность. Картина открывается диалогом двух друзей, Давида (Луи Гаррель) и Вилли (Рафаэль Кенар). Давид - политически корректный персонаж, запрещает Вилли неуважительно отзываться о сексуальных меньшинствах и выражать свои консервативные взгляды. Однако его корректность надуманна. При первой же возможности тот готов предать коллег и отобрать у них роли. Удивляет, что и оппонент Давида, утверждая свое однозначно негативное отношение к сексуальным меньшинствам, уже некоторое время спустя целует в губы Гийома (Венсан Линдон), который играет роль отца Флоренс (Леи Сейду). Флоренс то и дело подвергают сексуальным домогательствам. В конце выясняется, что сценарий картины написан искусственным интеллектом, который даже выступил и в роли режиссера.
![Леи Сейду и Рафаэль Кенар в фильме «Второй акт» Леи Сейду и Рафаэль Кенар в фильме «Второй акт»](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-06/3223936f-0b67-4e0c-a929-026b0e7720e1.webp)
...Итак, дискуссии и дебаты современности переносятся из реальности на большой экран, неизбежно заставляя зрителей вернуться к проблемам современности. Так открылись Канны-2024.