Политика и искусство: как открывали 77-й Каннский кинофестиваль
За прошедшие годы Международный Каннский фестиваль часто становился площадкой для проведения политических и активистских мероприятий. Вспомним, к примеру, акцию солидарности, организованную в 2018 году Кейт Бланшетт, Кристен Стюарт и Сальмой Хайек, возглавивших демонстрацию женщин на красной дорожке, протестующих против гендерного неравенства в киноиндустрии. Четыре года спустя центром полемики стал военный конфликт между Россией и Украиной, а в этом году острые дискуссии разгораются вокруг ситуации в секторе Газа. Новая волна забастовок грозит захватить международную киноиндустрию. Опять набирает обороты движение Metoo, а члены французского коллектива Sous les ecrans la deche, объединяющего фрилансеров, работающих за кулисами кино, готовятся к протестам против трудовой реформы.
Поэтому художественный руководитель мероприятия Тьерри Фремо созвал встречу с журналистами за день до официального открытия, заявив о намерении «провести фестиваль без полемики» и сосредоточиться на главной цели кинофестиваля – самом кино. Однако это не уменьшило аппетит к политическим посланиям, и многие знаменитости перенесли дискуссии в социальные сети. В этом году фестиваль принял еще больше мер предосторожности: во-первых, на протяжении следующих 11 дней в Каннах запретили проведение демонстраций и протестов. Во-вторых, организаторы кинофестиваля увеличили команду безопасности. Вокруг фестивального дворца были установлены камеры с искусственным интеллектом для дополнительного мониторинга, а также новые рамки безопасности с ИИ, которые позволяют посетителям фестиваля проходить контроль, не выворачивая карманов.
14 мая гости уютно разместились в кинозале Grand Lumiere, наблюдая за шествием по красной ковровой дорожке, на которой, кстати, преобладали участники в возрасте 70+.
«Возможно, вы этого не знаете, но вы собираетесь войти в параллельную вселенную, называемую «Каннский вихрь», - сказала ведущая церемонии открытия Камилла Коттен. Под музыку оркестра французская актриса объявила, что двенадцать дней фестиваля пройдут под знаком больших эмоций и любви к кино.
В Казахстане открыли первую голливудскую киностудию
Она будет продвигать казахстанских актеров в Голливуде и привозить голливуд... →
«Мы смотрим фильмы целый день и обсуждаем их всю ночь. Мы говорим на разных языках, но все понимаем друг друга. В Каннах, когда погружаешься во тьму, находишь свет. Этот мир существует. Здесь встречаются любители кино со всего мира. Сегодня, во времена тревожных и даже пугающих событий в мире, когда глубокие разногласия разделяют народы, когда наша планета горит, когда наш коллективный разум становится искусственным, это место встречи - настоящая удача. Каждый год мы приезжаем в Канны, чтобы продемонстрировать нашу человечность и зарядить наши сердца надеждой. И это прекрасно!» - сказала она.
Далее ведущая вечера пригласила на сцену международное жюри под руководством американской актрисы и режиссера Греты Гервиг. Председательница жюри выразила благодарность кинофестивалю за возможность провести две недели в «священном храме». По её словам, «искусство кино священно». «Я не могу поверить, что мне выпала возможность провести следующие 10 дней в этом доме поклонения», - добавила Гервиг. Специально для неё певица Захо де Сагазан исполнила песню «Modern Love» Дэвида Боуи, которая является не только мировым хитом, но и саундтреком к фильму Ноа Баумбаха «Фрэнсис Ха», где главная героиня, сыгранная Гервиг, энергично танцует под эту музыку.
Француженка Жюльет Бинош вышла на сцену, чтобы вручить «золотую пальмовую ветвь» американской актрисе Мерил Стрип. По каннской традиции зрителям показали клип из фильмов с участием Стрип. Этот момент вызвал смех и слезы как у зрителей, так и у самой героини вечера. Стрип выразила свои чувства во время эмоциональной речи: «Для меня смотреть этот видеомонтаж — это как глядеть в окно скоростного поезда, который мчит меня от моей юности к пятидесяти годам и далее. Так много лиц, мест, событий, которые я все еще так отчетливо помню. Когда я впервые приехала в Канны 35 лет назад, я уже была матерью троих детей. Мне было 40, и я думала, что моя карьера завершена. В то время для актрис это было вполне логичное заключение. Но я здесь сегодня вечером — это благодаря замечательным людям в киноиндустрии, которые помогли женщинам найти свой голос». Стрип добавила: «Моя мама, которая обычно всегда права, всегда говорила мне: «Мерил, моя дорогая, ты увидишь: все проходит так быстро, слишком быстро». Так оно и случилось. За исключением моей речи, которая кажется слишком длинной». Затем Бинош и Стрип объявили 77-й Каннский фестиваль официально открытым.
Первая картина фестиваля – «Второй акт» Квентина Дюпье была показана в тот же вечер. Это фильм о кино и о том, как создают кинематографическую реальность. Картина открывается диалогом двух друзей, Давида (Луи Гаррель) и Вилли (Рафаэль Кенар). Давид - политически корректный персонаж, запрещает Вилли неуважительно отзываться о сексуальных меньшинствах и выражать свои консервативные взгляды. Однако его корректность надуманна. При первой же возможности тот готов предать коллег и отобрать у них роли. Удивляет, что и оппонент Давида, утверждая свое однозначно негативное отношение к сексуальным меньшинствам, уже некоторое время спустя целует в губы Гийома (Венсан Линдон), который играет роль отца Флоренс (Леи Сейду). Флоренс то и дело подвергают сексуальным домогательствам. В конце выясняется, что сценарий картины написан искусственным интеллектом, который даже выступил и в роли режиссера.
...Итак, дискуссии и дебаты современности переносятся из реальности на большой экран, неизбежно заставляя зрителей вернуться к проблемам современности. Так открылись Канны-2024.