Почему для современных руководителей важны «мягкие» навыки

Исследования McKinsey & Company показывают, что многие управленцы оторваны от повседневной жизни коллектива

Фото: © depositphotos.com/cherylramalho

У таких топ-менеджеров, как правило, все в порядке с профессионализмом. Они обладают всеми необходимыми для управленцев навыками — финансовой грамотностью, системным мышлением, умением оперативно принимать решения. Однако завоевать симпатии коллег им бывает непросто. Главную причину коммуникативных трудностей таких руководителей эксперты McKinsey видят в их недостаточной внимательности к людям.

Лидерство заключается не только в умении принимать эффективные решения, подчеркивают в McKinsеу. Руководителю важно осознавать, что он собой представляет, каковы его достоинства и недостатки. Повести за собой людей можно, только если отдавать себе отчет в том, кем вы являетесь. Достичь такого уровня осознанности непросто: для этого необходима постоянная работа над собой. Однако подлинное лидерство без осознанности невозможно, уверены эксперты.

К такому выводу в McKinsey пришли в результате десятилетнего исследования, в котором участвовали более 500 руководителей крупных компаний. Выяснилось, что у топ-менеджеров почти не бывает проблем с тем, что психологи называют «жесткими» навыками, — логикой, самодисциплиной, умением брать на себя ответственность. Большинство управленцев прекрасно знают, какие из этих навыков у них развиты, а какие хромают. А вот ситуация с тем, что психологи называют «мягкими» навыками, далеко не так радужна. Многие респонденты с трудом отвечали на вопросы о своем характере: насколько они скромные, уверенные в себе, уравновешенные, в чем их уязвимости и пр.

Наиболее успешных лидеров отличает умение находить баланс между «жесткими» и «мягкими» навыками. При этом развить последние многим топ-менеджерам сложно, поскольку они требуют внутренней работы. Некоторым управленцам повезло: они от природы эмпатичны и хорошо понимают себя и окружающих. Большинству, однако, приходится упорно работать над собой, чтобы развить свои «мягкие» навыки.

Многие руководители, к сожалению, недостаточно думают о том, как их личные качества влияют на моральный климат в коллективе и развитие бизнеса. Те, кто это делает, хорошо понимают: жизнь компании во многом обусловлена характером первого руководителя, а успехи и неудачи бизнеса — зачастую результат его привычек и поведения.

Дело осложняется еще и тем, что мир сильно изменился за последние десятилетия, и управленцам, некоторые из которых уже не молоды, непросто поспеть за переменами. Было время, когда инвесторы, советы директоров и деловая пресса восхищались властными руководителями. Имена таких топ-менеджеров, как Джек Уэлч из General Electric и Ли Якокка из Chrysler, были у всех на слуху. Эти твердолобые и много знающие управленцы часто появлялись на телевизионных ток-шоу, а журналисты и эксперты воспринимали их как самых настоящих гуру.

Таких авторитетов больше нет. Сегодняшний мир сложен и изменчив, поэтому топ-менеджеры не могут претендовать на роль интеллектуальных гуру. По большому счету нынешние управленцы — лишь связующее звено между сотрудниками, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Это не значит, что их роль маловажна — напротив, успех компании как никогда зависит от способностей управленцев. Поэтому бизнес-лидерам необходимо неустанно себя развивать — это поможет им ориентироваться как в тонкостях человеческих отношений, так и во внешней конъюнктуре.

Главные предпосылки для личностного роста — это осознанность и способность к рефлексии. Лидер, который умеет разобраться в себе, способен вдохновлять коллектив и настраивать людей на плодотворную работу, полагают эксперты McKinsey. Это особенно важно, учитывая разнообразие и сложность задач, стоящих перед современным бизнесом. Цифровая трансформация, инфляция, нарушение глобальных цепочек поставок, кадровый голод, кибербезопасность и изменение климата — все это и многое другое требует постоянного внимания. Ни один человек, каким бы блестящим он ни был, не способен решить эти задачи в одиночку. «Мягкие» навыки позволят топ-менеджерам подобрать хорошую команду и обеспечить в коллективе такой моральный климат, который поможет людям раскрыться и внести свой вклад в процветание компании.

Начать работу над собой можно с самоанализа, который поможет топ-менеджерам лучше себя понять и преодолеть свои предубеждения. Чего я хочу достичь в карьере и личной жизни? Каких принципов я придерживаюсь? Каким руководителем хочу быть? Что мне мешает в достижении моих целей? Подобные вопросы могут показаться примитивными, но, как выяснили эксперты McKinsey, многие топ-менеджеры затрудняются на них ответить. Главное — чтобы ответы были честными.

Работа над собой поможет бизнес-­лидерам лучше справляться с повседневными и стратегическими задачами, а также раскрыть потенциал своих сотрудников. Осознанные лидеры способны увлечь коллектив своими идеями и вовлечь людей в деятельность любого масштаба. Кроме того, осознанность поможет при возникновении непредвиденных обстоятельств. Одним словом, без «мягких» навыков современным руководителям никак не обойтись, подытоживают в McKinsey.