Как торговля связана с климатической повесткой
Амбиции энергоперехода обречены без равного доступа к зелёным технологиям, финансированию и рынкам для развивающихся стран

КЕЙПТАУН — Для смягчения худших последствий изменения климата нужно объединить амбиции и справедливость. Справедливый энергопереход и амбициозные глобальные климатические действия зависят от правил торговли, которые должны способствовать равноправному развитию. Чтобы обеспечить переход к низкоуглеродной экономике, развивающиеся страны должны получить надёжный доступ к зелёным технологиям, инвестициям и международным рынкам.
К сожалению, многие из действующих торговых правил ограничивают зелёные амбиции развивающихся стран. В частности, усиление темы национальной безопасности в международной торговле (из-за геополитических интересов крупных держав и новых блоков) грозит нарушить глобальные производственные цепочки, ограничить доступ к новым технологиям, увеличить существующий дисбаланс сил. Если оставить без внимания эту тенденцию, она грозит подорвать многостороннее сотрудничество и региональную интеграцию на Глобальном Юге.
Ярким примером этого стал «Пограничный корректирующий углеродный механизм» (CBAM) Евросоюза. Хотя CBAM призван позиционировать ЕС в качестве глобального лидера борьбы с изменением климата, многие развивающиеся страны, особенно в Африке, считают этот механизм протекционистским и сомневаются в его соответствии принципам Парижского климатического соглашения 2015 года.
Их опасения обоснованы. По данным одного исследования, африканские страны могут напрямую терять до $25 млрд ежегодно из-за введения CBAM, при этом предложенные поправки не всегда полезны экспортёрам Африки. Кроме того, несмотря на создание Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA), ЕС по-прежнему стремится к фрагментарным двусторонним сделкам, подрывая интеграционные планы Африки и снижая последовательность региональных торговых стратегий.
Другой пример — спорный план Международной морской организации ввести налог на выбросы углекислого газа в судоходстве. Этот налог должен вступить в силу в 2028 году, но он крайне далёк от более амбициозного углеродного налога, который предлагали ввести развивающиеся страны и который мог бы поддержать низкоуглеродный переход, климатическую адаптацию и повышение потенциала в климатически наиболее уязвимых странах мира.
Механизмы урегулирования споров между инвесторами и правительствами также создают серьёзные препятствия на пути эффективных климатических действий. Эти положения, включаемые в международные инвестиционные договоры, часто ограничивают возможности африканских правительств принимать законы в интересах общества или проводить торговую и инвестиционную политику поддержки зелёной индустриализации и устойчивого развития.
В последние годы специалисты по международному развитию всё чаще фокусируют внимание на связи между торговлей и климатической политикой. Это стало сигналом перехода от чисто нормативных подходов к проблеме изменения климата к более прагматичным подходам и признанию климатической политики одной из движущих сил экономического роста и инвестиций. Тем временем мировая торговля претерпевает глубокие изменения, поскольку крупнейшие торговые державы теперь отдают приоритет корыстным геополитическим и экономическим интересам, а не давним обязательствам недискриминационного и многостороннего сотрудничества, что ослабляет Всемирную торговую организацию.
На этом фоне как развитые, так и развивающиеся страны одобряют пакеты налоговых стимулов, субсидий и протекционистских торговых мер, чтобы согласовать свои климатические цели с внутренними зелёными промышленными стратегиями и изменить мировой экономический порядок в свою пользу. Гонка за конкурентное преимущество в зелёных отраслях отчасти объясняется доминирующими позициями Китая, которые он занял в них в течение последнего десятилетия благодаря сочетанию бюджетной экспансии, стратегического субсидирования и контроля над критически важными минералами и ключевыми производственными цепочками.
Напряжённость усугубляется решением президента США Дональда Трампа выйти из Парижского климатического соглашения, что он уже делал во время первого срока. Этот шаг подрывает глобальное доверие и многостороннее климатическое сотрудничество и ставит под сомнение надёжность обязательств развитых стран в сфере устойчивого развития в целом.
Впрочем, периоды геополитической перегруппировки иногда открывают новые возможности. Даже в условиях роста напряжённости и экономической фрагментации у африканских стран есть шанс добиться более справедливых и климатически ориентированных торговых правил. Одно из наиболее перспективных направлений — усиление региональной интеграции.
Несмотря на глубокие разногласия в «Большой двадцатке» (G20), ЮАР, председательствующая в этом году в этой группе, способна помочь одобрению торговой политики, которая лучше подходит для управления климатическими рисками и ускорения перехода к чистой энергетике на Глобальном Юге. Предстоящий саммит G20 в Йоханнесбурге станет площадкой, где можно будет отстаивать более инклюзивную повестку, объединив управление рисками, диверсификацию экономики и промышленное развитие в долгосрочную концепцию экологической справедливости.
Ряд стран с низкими доходами особенно уязвимы перед политическими решениями, подобными механизму CBAM. В нынешнем виде он не соответствует принципу «общая, но дифференцированная ответственность», который лежит в основе Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Без более тщательного планирования и внедрения этот механизм может усугубить неравенство в Африке и поставить под угрозу энергопереход на континенте.
Чтобы не допустить этого, механизм CBAM следует внедрять на прозрачной и многосторонней основе, признавая различия в исторической ответственности стран и в их возможностях реагирования. Например, шагом в правильном направлении стало бы перенаправление доходов от CBAM на поддержку зелёного перехода в странах с низкими доходами.
Не менее важно помогать странам, сильно зависящим от ископаемого топлива, диверсифицировать свою экономику. И здесь возникает фундаментальный вопрос: как можно использовать торговую политику для содействия климатически устойчивому развитию? Ответ связан с пониманием, что диверсификация важна не только для долгосрочного роста экономики; она играет ключевую роль в формировании устойчивости — и к климатическим катастрофам, и к внешним шокам.
Хотя глобальный консенсус по поводу климатической политики по-прежнему недостижим, региональные торговые соглашения и коалиции открывают реальный путь вперёд. Например, зона AfCFTA могла бы помочь нам переосмыслить торговлю как катализатор инклюзивного развития. Укрепляя внутриафриканскую торговлю и экономическую устойчивость, она помогла бы открыть новые пути к продовольственному суверенитету, климатической адаптации и долгосрочной стабильности на континенте.
Мир нуждается в свежем мышлении и выравнивании отношений между Глобальным Севером и Глобальным Югом. Хотя современный геополитический ландшафт, характеризующийся эгоизмом и слабостью лидеров, чреват неопределённостью, он также создаёт пространство для зелёной, климатически сознательной политики, которая в современной торговой системе практически отсутствует.
Когда нынешний турбулентный период сменится возобновлением сотрудничества, мы должны быть готовы внедрить новую систему климатической торговли. Такая система должна поддерживать декарбонизацию во всех отраслях, следуя принципам справедливости и солидарности, а также гарантируя, что развивающиеся страны получают активную помощь на их пути к более устойчивому будущему.