Объём рынка e-commerce РК составил почти 1,5 трлн тенге за полгода
В первом полугодии 2024 года количество транзакций выросло на 97% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го
Команда Strategy&, являющаяся частью глобальной сети PwC, представила исследование рынка розничной электронной коммерции в Казахстане за 6 месяцев 2024 года.
В первом полугодии 2024-го рынок e-commerce подхватил динамику роста сектора 2023 года, что выразилось в увеличении денежного объема рынка на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ключевые результаты исследования:
- 16,6% — доля электронной коммерции в общем объеме розничной торговли в РК;
- 70,8 млн единиц — количество совершенных транзакций розничной электронной коммерции;
- 20 400 тенге — сумма среднего чека;
- 89% — доля продаж с маркетплейсов от общего объема розничной электронной коммерции в Казахстане.
Потенциал роста сектора розничной электронной коммерции в Казахстане остается высоким. Уровень цифровизации страны, а как следствие — развитие и расширение электронной торговли, конкуренция между местными и международными маркетплейсами, вкупе с поддержкой сектора государством положительно влияет на динамичный и последовательный рост розничного e-commerce в Казахстане. В результате потребители получают выгодные ценовые условия и ускоренную доставку.
Драйверами рынка электронной коммерции выступают улучшения в логистической инфраструктуре страны, что положительно отражается на скорости доставки, гибкие форматы оплаты покупок (рассрочки от 3 до 24 месяцев), а также выгодные предложения продавцов, включая скидки, бонусы и акции.
Маркетплейсы (локальные и международные) усиливают свои позиции в сравнении с отдельными онлайн-игроками на рынке. Объем продаж на локальных маркетплейсах составил 66% от объема всей розничной электронной коммерции в стране за первые 6 месяцев 2024 года.
В первой половине 2024 года объем рынка розничной электронной коммерции в Казахстане увеличился на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 1 447 миллиардов тенге. Сохраняется стойкая тенденция на сезонность роста сектора.
В первом полугодии 2024 года количество транзакций выросло на 97% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, увеличившись с 36 до 70,8 млн единиц. Наибольший прирост зафиксирован в первом квартале, где показатель вырос на 114% год к году.
Широкий ассортимент товаров повседневного спроса, низкий порог заказа, а также акции и скидки делают онлайн-покупки доступнее и удобнее, что способствует росту частоты покупок и увеличению числа транзакций.
Тенденция на снижение среднего чека онлайн покупки наблюдается третий год подряд. В первом полугодии 2024-го средний чек в розничной электронной коммерции достиг исторического минимума с 2019 года — 20,4 тысячи тенге, что на 18% ниже по сравнению с прошлым годом. Снижение среднего чека онлайн-покупок связано с увеличением продаж в таких категориях, как лекарства, косметика, товары для дома и продукты питания (e-grocery). Эти сегменты преимущественно включают недорогие товары, что приводит к уменьшению среднего размера покупки, но при этом влияет на рост транзакций.