Лого за $1 млрд: как Australian Open привлёк новых спонсоров и разбогател
12 января в Мельбурне стартовал первый в году турнир «Большого шлема» по теннису — Australian Open (АО)

Правительство штата вложило более $1 млрд в развитие Australian Open
На заре своего становления Australian Open часто менял прописку — турнир проходил в Аделаиде, Брисбене, Перте, Сиднее, Мельбурне, а в двух сезонах (1906, 1912) даже игрался в Новой Зеландии. В настоящее время мейджор базируется в центре Мельбурна, но в начале прошлого века популярность тенниса была очень низкой, поэтому под корты отводились даже такие локации, как территория зоопарка в Перте, пишет Forbes.
Мало что изменилось даже после наступления Открытой эры в 1969 году с возможностью участия в АО профессионалов — европейцы и американцы не хотели приезжать в Австралию из-за дальности и дороговизны трансфера, низкого призового фонда и неудобных сроков проведения турнира (он проводился накануне Рождества). К примеру, победитель «Шлема» в мужском одиночном разряде 1976 года Марк Эдмондсон получил чек всего на $7 500, отмечает The New York Times.
Все изменилось только в конце 1980-х, когда турнир перебрался с окраины Мельбурна в центр города и обосновался в «Мельбурн-парке». Здесь построили огромный теннисный центр стоимостью почти $100 млн — сумасшедшие по тем временам деньги. Главной особенностью стало возведение двух стадионов с крышей, а также проведение поединков в ночное время. После этого комплекс подвергался еще нескольким реконструкциям с внедрением новых арен, паркингов, зон для болельщиков и суперсовременного (открыт в 2019 году) центра для тренировок и отдыха игроков Player Pod.
Общая стоимость вложений правительства штата Виктория в теннисный комплекс превысила $1 млрд, и каждый сезон игроков и болельщиков ждут новые сюрпризы — рестораны, бассейны, зоны отдыха, фестивали музыки, еды и многое другое. В прошлом сезоне АО впервые в своей истории покорил отметку в 1 млн болельщиков, и в 2025 году рассчитывает привлечь не меньше фанатов.
Последняя масштабная реконструкция завершилась в 2021 году, но руководство «Мельбурн-парк» продолжает инвестировать в объекты. В 2024 году $20 млн было потрачено на новый телескопический тент над баром на крыше Rod Laver Arena, модернизацию раздвижной крыши и чаши для сидений John Cain Arena, а также на новые теневые конструкции для внешних кортов. Кроме того, к турниру 2023 года для игроков построили три дополнительных спортзала, два новых кафе, бьюти-бар и даже детский сад.
В линейку спонсоров АО входят такие мировые бренды, как Louis Vuitton, Rolex, Kia, Emirates и MasterCard
В 2024 году Australian Open впервые был продлен на один день, стартовав не в понедельник, а в воскресенье. Благодаря этому годовой доход проводящей организации Tennis Australia вырос почти на $40 млн и составил $590 млн. «Счастливый шлем», как теперь называют австралийский мейджор благодаря крылатой фразе Роджера Федерера, продолжает расширять свои развлекательные предложения.
«АО превратился в событие, на которое люди приходят не просто смотреть теннис, они приходят ради спорта и развлечений, — воодушевлен исполнительный директор Tennis Australia Крейг Тили, который возглавляет эту организацию уже 20 лет. — Мы не намерены останавливаться, и исследуем запросы клиентов, чтобы развиваться дальше».
Под руководством Тили, зарабатывающего на своем посту $3,5 млн в год, Tennis Australia перешла к инвестированию и формированию венчурного капитала. Организация является совладельцем теннисного турнира Laver Cup. Также она инвестировала через свой стартап-отдел Wildcard Ventures в платформу онлайн-заказов Mr Yum, поставщика экологически чистых отходов Samsara и приложение для отслеживания производительности теннисистов на основе ИИ SwingVision.
Менеджмент Australian Open определил три основных направления для развития: трансляции, спонсорство и продажа билетов. Как и другим мейджорам, основной доход турниру приносит продажа телевизионных прав. С 2019 года АО сотрудничает с филиппинским медиа-холдингом Nine Media Company. Последнее продление соглашения на трансляцию поединков теннисного турнира с 2025 по 2029 годы принесет «Шлему» 425 млн австралийских долларов ($261 млн) или $52 млн за сезон.
Со спонсорами у АО тоже все замечательно. Если два года назад количество брендов-спонсоров составляло 27, то теперь оно увеличилось до 36. Соглашение с официальным хронометристом турнира, швейцарской часовой компанией Rolex, приносит порядка $10 млн в год. В начале 2023 года Tennis Australia продлила контракт с еще одним многолетним партнером — южнокорейским автопроизводителем Kia. По условиям заключенной до 2028 года сделки компания будет ежегодно платить турниру $20 млн. Также Kia предоставила АО 130 автомобилей для перевозки игроков и официальных лиц.
Многолетние и долгосрочные соглашения у «Шлема» заключены с такими брендами, как авиакомпания Emirates (в прошлом месяце контракт стоимостью $22,4 млн за сезон был продлен до 2029 года), платежная система Mastercard, французский дом моды Louis Vuitton, крупный банковский холдинг ANZ Banking Group и китайская винокурня Luzhou Laojiao. Алкогольная линейка спонсоров в целом представлена очень широко: винные бренды, бренд виски, пиво и сидр, шампанское, водка и джин.
К 2025 году Tennis Australia удалось заметно увеличить количество спонсоров. Среди всех сделок выделяется соглашение с французским брендом премиальной водки. Для АО специалисты торговой марки даже придумали фирменный напиток. Первый теннисный опыт получила и компания производству энергетических напитков, которые «окрыляют».
Также руководство АО объявило о многолетнем партнерстве с M&M’s Australia, который станет официальным кондитерским партнером турнира. Болельщики смогут собирать эксклюзивные товары M&M’s, в том числе знаменитую шоколадную стену, а также смешивать и подбирать любимые цвета конфет, включая два эксклюзивных оттенка AO — розовый и светло-голубой. Их специально для этого мероприятия создали на фабрике в Балларате.
Один из крупнейших производителей автомобильных шин в мире, итальянский бренд Pirelli, который спонсирует автоспорт, футбол, парусный и лыжный спорт, впервые обратил внимание на теннис. «Мы заключили соглашение с Australian Open, чтобы повысить узнаваемость нашего бренда в Австралии, которая является рынком с высокой концентрацией престижных автомобилей», — отметил генеральный директор Pirelli Андреа Казалучи.
АО достиг соглашения о партнерстве с крупнейшей сетью отелей в мире Marriott International. Компания открыла частный люкс на турнире и предоставила более 60 уникальных пакетов на время проведения мейджора, включая билеты на финальные игры в мужском и женском разрядах. Также болельщики получили возможность посетить эксклюзивные мастер-классы по теннису, мероприятия с легендами этого вида спорта и сфотографироваться на фоне знаковых трофеев.
В число новых спонсоров также вошел китайский производитель бытовой техники Haier.
«Мы больше не говорим «спонсоры», только партнеры, — рассказал Тили об отношении к компаниям, помогающим АО богатеть. — Теперь логотип «Мельбурн» на корте стоит $1 млрд».
Иван Беленко