Как привлечь инвестиции в Казахстан

Ответ лежит на поверхности — нужно создавать продуктово-рыночную монополию в городах, ведь именно города привлекают инвестиции, считает партнер консалтинговой компании Margo&Partners Денис Казановский

Реальные инвестиции

Тесная связь с экономикой России, свободный курс национальной валюты, общий кризис и его последствия для Казахстана заставляют менять подходы к привлечению инвестиций. У такой ситуации есть две стороны — с одной, все проекты «на короткое плечо», связанные с американской валютой, становятся нерентабельными. С другой, такая ситуация – хорошая возможность для поиска новых стратегических инвесторов, которые готовы стартовать и развивать проекты «на длинное плечо».

Фактически реальные инвестиции всегда привлекают города. Государству в этой игре отводится роль умелого распорядителя, радушного дворецкого и менеджера с головой на плечах. В этой связи Казахстан делает многое: разработано электронное правительство и внедряется принцип «единого окна» для инвесторов, происходит оптимизация законодательной базы, создаются специальные экономические зоны, возможности для защиты инвестиций и многое другое — это важные и нужные шаги для привлечения инвестиций.

Факторы, которые напрямую влияют на инвестиционную привлекательность, конкретно определены в понятии «продуктово-рыночная монополия»: это продукт, эффективные процессы и кадры, специализация и, наконец, маркетинг.

Продукт и всё-всё-всё

Во главе угла всегда он. Реальный продукт. Причем когда мы говорим про продукт — это не всегда то, что можно пощупать, как, например смартфон. Продукт — это, например, комплекс услуг горнолыжного комплекса Чимбулак.

Город может и должен стать таким уникальным продуктом, который может сочетать в себе все нужные возможности для конкретной категории инвесторов. Все мы давно знаем, что 17 млн жителей в РК — это не самый большой рынок, но каждый город Казахстана может заполучить себе своих инвесторов.

У специалистов по продажам в ходу фраза: «Если хочешь продавать всем, не продашь никому». Это значит, что если ты не понимаешь свою целевую аудиторию, ее потребности и возможности, продать товар (услугу) будет сложно. Это можно отнести и к странам и городам: если речь идет о стране, это касается всех сфер экономики, а каждый конкретный город может создавать свой уникальный инвесторский пул продуктов, причем именно в тех сферах, к которым предрасположен и в которых больше всего нуждается.

Конкуренция на рынке инвестиций — не миф. Разные страны вступают в борьбу за деньги, и действовать одними и теми же накатанными методами и инструментами не получится. Сейчас уже почти все страны освобождают инвесторов от налогов или значительно снижают для них налоговую нагрузку, создают специальные экономические зоны, разрабатывают различные законопроекты, связанные с защитой прав инвесторов. Но этого мало. Инвестору нужно больше — не просто СЭЗ, но специальные экономические зоны, созданные в удобном месте, с возможностью развивать логистику и с быстрым доступам к инженерным коммуникациям, а также многое другое. Делать большие проекты должно быть удобно и надежно.

Кремниевая долина в США — отличный пример локального центра привлечения инвестиций и талантов. Там создана уникальная продуктово-рыночная монополия, результатом которой стали множество успешных IT-бизнесов и инвестиций.

Другим примером служит курорт Куршевель во Франции, который знает весь мир. Отличный продукт, логистика, профессионалы, инвестиции, - и все работает. Инвесторы получают доходы, отдыхающие получают отличный отдых.

Процессы и кадры

Следует помнить, что все части продуктово-рыночной монополии тесно связаны. Так, без эффективных процессов не создать хороший продукт. Если бухгалтерские процессы запутаны, а налоговое законодательство непрозрачно, то сложно создать хороший продукт. Кроме этого, процессы надо определять не только на глобальном государственном уровне, но и на местном. Города должны сами определить процессы, которые влияют на их категорию инвесторов. Государство, в свою очередь, должно оптимизировать общие процессы. Так, например, в сфере туризма должны быть идеальный сервис, наивысшая безопасность туристических зон и маршрутов, а также продукт. Этим нужно заниматься целенаправленно из столицы, а выстраивать сервис и продукт – на местах.

Команда решает. Инвестор вкладывает не только в продукт, но и в команду, которая будет работать. Человеческий фактор — не пустой звук. Поэтому от качества квалифицированных кадров, которые присутствуют в городе, многое зависит. В городе с определенной спецификой-нишей должны привлекаться, воспитываться и обучаться талантливые люди и лучшие профессионалы со всего мира.

Что дальше?

Продукт есть, специализация определена, процессы выстроены. Теперь дело за малой но также важной составляющей  — маркетингом. О Казахстане и его городах, о специализации и процессах должны знать не только внутри страны, но и далеко за его пределами. Маркетинг и PR — важная составляющая. Без них даже о самом хорошем продукте может банально никто не узнать, и инвесторы – в том числе. С другой стороны, при хорошем продукте маркетинг и PR будут наиболее эффективным.

В ближайшее время городам-флагманам страны стоит определиться со специализациями/продуктами и перестать кидаться из стороны в сторону, пытаясь привлечь всех возможных инвесторов. Стоит выстроить под специализацию местные процессы, определить команду, которая будет работать в акиматах с инвесторами и помогать оптимизировать процессы  как на местах, так и выступать с беспрецедентной инициативной на государственном уровне.

Это не трудно, но и не просто. Заняв свою нишу и выстроив процессы, маркетинг и PR, а также создав среду непрерывного развития талантов, страна придет к тому, что инвесторы сами будут приезжать и предлагать свои инвестиции в конкретные города. 

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте