Как регулировать искусственный интеллект

В случае с законом ЕС об ИИ недостаточное участие бизнеса в процессах его разработки привело к тому, что важные детали остались неурегулированными

ИИ Искусственный интеллект
Фото: © Unsplash/ Growtika

ПАРИЖ — Искусственный интеллект (ИИ) меняет экономику и общество, поэтому бизнес-лидеры должны подумать о том, как вместе с властями они могли бы поработать над управлением развития этой технологии. В Евросоюзе недавно был принят закон «Об искусственном интеллекте», который требует от компаний принимать меры предосторожности в зависимости от уровня рисков, возникающих при разных вариантах использования ИИ. Например, применение ИИ для «социального скоринга» объявлено «неприемлемым», в то время фильтрация электронной почты с помощью ИИ имеет «минимальный уровень риска».

Успех этой работы будет зависеть от вклада бизнеса — его технические и практические знания и опыт позволят найти баланс между поощрением инноваций и реакцией на тревоги в обществе. Если полностью отдать регулирование в руки политиков и немногих могущественных фирм, возникнет риск появления правил, которые будут служить лишь интересам крупнейших технокомпаний, а иные точки зрения в отрасли будут отодвинуты на второй план.

В случае с законом ЕС «Об искусственном интеллекте» недостаточное участие бизнеса в процессах его разработки уже привело к тому, что важные детали его применения остались неурегулированными. Например, этот закон можно истолковать как регулирование обычных статистических моделей, например, линейной регрессии, широко используемой в финансовом секторе. В этом случае закон создаст избыточное бремя комплаенса. Кроме того, закон неоднозначно определяет, какие именно стандартные инструменты разработки лекарств подпадают под его нормы; эта неопределённость может затормозить разработки и повысить затраты в отрасли, которая уже сильно зарегулирована.

Таких проблем можно избежать, когда к работе привлекаются руководители компаний из регулируемых отраслей. Хотя текст закона «О ИИ» уже готов, вопросы его интерпретации, применения и контроля за соблюдением ещё обсуждаются. Точный список ИИ-систем с высоким уровнем риска (это важнейшая категория для многих отраслей — от медицинских до банковских услуг) может со временем меняться под влиянием мнения отрасли.

Кроме того, в США и других странах, а также в рамках международного сотрудничества, тоже формулируются правила и нормы, поэтому бизнес-лидерам надо расширять кругозор. Они могут внести ценный вклад в регуляторный ландшафт, который быстро усложняется, охватывая множество юрисдикций.

Как показывает история, частно-государственное сотрудничество — это ключ к управлению преобразующими технологиями. Во время пандемии Covid-19 именно так был найден правильный баланс между инновациями и безопасностью, когда удалось ускоренно разработать вакцины. А благодаря взаимодействию представителей атомной энергетики с органами регулирования на ранних этапах, появились такие правила для малых модульных реакторов, которые позволили снизить затраты, упростить лицензирование и гармонизировать стандарты, что помогло компаниям выйти на новые рынки, привлечь инвестиции и улучшить конкурентные позиции. Этот подход сильно отличается от традиционно обременительного регулирования в атомной отрасли.

В обоих случаях регулирование выиграло от вклада, внесённого участниками реальной экономики. Но в случае с ИИ слишком многие компании остаются в стороне, что повышает риск появления непродуманных правил, тормозящих прогресс. Такое неучастие бизнеса не означает, что его лишили возможности участия. Лишь 7% корпоративных участников, приглашённых ЕС к процессу разработки «Кодекса практики для ИИ общего назначения», откликнулись на приглашение, поэтому в дискуссиях доминировали представители НКО и учёные. Между тем, как показал недавний опрос BCG, 72% топ-менеджеров считают, что их организации не полностью готовы к введению регулирования ИИ.

Если вы гендиректор, что вам надо сделать? Процессы регулирования и внедрения ИИ обычно обладают сильной отраслевой спецификой, поэтому первый шаг — согласование позиции вашей отрасли, чтобы вы все говорили в унисон. Это лучший способ добиться, чтобы услышали вас, а не только техногигантов, которые ежегодно тратят более $100 млн на лоббирование своих интересов в Брюсселе (среди них лидирует компания Meta).

Впрочем, регулирование ИИ не ограничивается мерами защиты и ограничениями. Помимо формирования отраслевых коалиций и согласования общих ИИ-стандартов, главам компаний надо вносить вклад в разработку всего комплекса цифрового регулирования, которое может влиять на их отрасли.

В рамках общей цифровой стратегии Еврокомиссия приняла ещё четыре крупных закона и утвердила концепцию «пространств данных». Эти пространства должны позволить безопасно передавать данные внутри Евросоюза и между отраслями, с соблюдением законодательства ЕС. Задача создания таких каналов (при финансовой поддержке государства) возложена на бизнес. Главы компаний, которые согласуют свои корпоративные стратегии с этими новыми правилами, будут лучше всего позиционированы, чтобы заработать на уникальных отраслевых возможностях.

Кроме того, топ-менеджеры должны идентифицировать ключевых политиков и других влиятельных стейкхолдеров в соответствующих отраслях и на всех уровнях управления, чтобы наладить с ними отношения. В их числе Европейский совет по защите данных (EDPB) и национальные органы регулирования ИИ в Европе, а также такие ведомства, как Федеральная торговая комиссия и Министерство юстиции в США. В каждом случае лучше играть в долгую, выстраивая стабильные отношения, опирающиеся на опыт и доверие, а не на сиюминутные сделки.

Чтобы помочь этой работе, главы компаний должны создать специальную команду, занятую только взаимодействием с регуляторами. Просто отвергать предлагаемые нормы нельзя, нужно искать справедливые компромиссы. Топ-менеджеры должны быть готовы предложить чёткие, реализуемые альтернативы, представленные на языке, который понимают политики, а не на отраслевом жаргоне. Например, банки могут предложить исключить процедуру оценки кредитоспособности из категории высокорискованных в законе «О ИИ» на том основании, что такие оценки создают правильный баланс между инновациями и ответственностью, позволяют снизить затраты и повысить доступность финансирования для потребителей.

Регулирование ИИ — это не просто упражнение в комплаенсе. У отраслевых лидеров есть шанс сформировать правила, которые напрямую повлияют на их деятельность, в том числе инновационную. Оставаясь безучастным, бизнес рискует, что регулирование будут создаваться без его вклада, что приведёт к появлению правил, оторванных от реальной деятельности. Мы не хотим такой среды, в которой регуляторы будут слишком резко реагировать на теоретические риски в ущерб практическому прогрессу.

Промышленная революция требовала новых правил для управления преобразующими технологиями, и прогресс в сфере искусственного интеллекта тоже требует защитных ограничений. Бизнес-лидеры всегда вносили важный вклад в подобные моменты, и нынешний момент не должен стать исключением.

© Project Syndicate 1995-2025

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте