Суды вместо саммитов: кто заставит мир соблюдать климатические обещания

Приближается Конференции ООН по изменению климата в Бразилии (COP30), а фундамент для более сильных, справедливых и ответственных климатических действий уже готов

Изменение климата, митинг, лозунг
Фото: © pexels.com/Markus Spiske

В условиях возросшей геополитической напряжённости требования соблюдать климатические обязательства всё чаще выдвигаются судами. В этом году Международный суд ООН и Межамериканский суд по правам человека (МАСПЧ) опубликовали эпохальные консультативные заключения, подтвердив, что страны обязаны бороться с изменением климата, а отказ это делать может привести к серьёзным правовым последствиям.

Эта новая правовая ясность появилась в критический момент. Прошлый год стал самым жарким за всю историю наблюдений: средняя глобальная температура превысила доиндустриальные уровни на 1,5° по Цельсию. Однако несоответствие срочности климатической угрозы и предпринимаемых мер продолжает усиливаться.

На фоне отсутствия политической воли судебная система стала главным мотором прогресса в сфере климата. Приближается Конференции ООН по изменению климата в Бразилии (COP30), а фундамент для более сильных, справедливых и ответственных климатических действий уже готов. Теперь задача правительств — адаптировать свою политику к нормам международного права и экологическим нуждам.

Первоочередное последствие заключений Международного суда ООН и МАСПЧ таково: национальные климатические планы — их называют «Определяемыми на национальном уровне вкладами» (ОНУВ) — должны содержать «максимально высокие амбиции» и соответствовать установленной в 2015 году Парижским климатическим соглашением цели не допустить глобального потепления выше 1,5°C.

Тревожит то, что по состоянию на 2024 год траектория повышения глобальной температуры указывала на отметку 3,1°C к концу столетия. В сентября истёк срок подачи новых ОНУВ, но только половина выбросов парниковых газов оказалась охвачена обновлёнными климатическими обязательствами, и большинство из них сильно ниже научно-обоснованных целей.

Заключения Международного суда и МАСПЧ дают повод для надежды. На COP30 участники переговоров и представители гражданского общества смогут потребовать более амбициозных мер, поскольку невыполнение температурных целей Парижского соглашения можно оспорить не только на дипломатических форумах, но и в судах.

Ускорение постепенного отказа от угля, нефти и газа остаётся ключом к эффективной борьбе с изменением климата. Но, несмотря на так называемый «консенсус ОАЭ» о постепенном отказе от ископаемого топлива, многие страны продолжают тормозить прогресс. И здесь Международный суд ООН наделяет переговорщиков новыми инструментами, прямо признавая, что правительства можно привлекать к ответственности за отказ сокращать выбросы парниковых газов, в том числе связанные с производством, потреблением, разведкой и субсидированием ископаемого топлива.

Международный климатический режим должен эволюционировать, чтобы отразить изменившиеся правовые реалии. Для этого надо создавать более сильные механизмы комплаенса, гарантирующие выполнение странами поставленных целей и взятых на себя обязательств климатического финансирования.

Правовые изменения особенно наглядны в климатическом финансировании. Развитые страны десятилетиями считали дискреционным финансирование климатической адаптации, а также возмещение потерь и ущерба. И поэтому, несмотря на учреждение на конференции СОР28 Фонда для возмещения потерь и ущерба (FRLD), взносы остаются гораздо ниже необходимого уровня.

Путь вперёд очевиден. Заключение Международного суда ООН подтверждает, что богатые страны юридически обязаны поддерживать борьбу с изменением климата, адаптацию к нему, а также возмещать убытки и ущерб в развивающихся странах. Для выполнения этих обязательств к 2035 году надо ежегодно мобилизовывать как минимум $1,3 трлн, включая средства на возмещение убытков и ущерба.

Крайне важно не дать частному сектору соскочить с крючка. Международный суд ООН, МАСПЧ и Международный трибунал по морскому праву признали, что правительства обязаны регулировать корпорации, когда это необходимо для защиты окружающей среды, сохранения климатической системы, соблюдения прав человека.

Одновременно корпоративная ответственность обретает форму в национальных судах. Высший земельный суд в Хамме (Германия) принял эпохальное решение, что корпорации с большими объёмами выбросов парниковых газов в принципе можно привлекать к ответственности за воздействие на климат. Как показал процесс по иску перуанского фермера Саула Лусиано Люия, те, кто оказался на передовой климатического кризиса, могут заставить загрязнителей заплатить по справедливости.

Однако одними судами нельзя добиться справедливости в больших масштабах. Правительства должны создать чёткую правовую систему для привлечения крупнейших загрязнителей к полной ответственности за их роль в усилении климатического кризиса, причём до того, как ущерб станет необратимым. Такие механизмы, как обязательное резервирование, правила раскрытия информации, схемы страхования и компенсационные фонды, позволят учитывать на балансе риски ответственности, сделав их частью системы, независимой от доброй воли или судов.

Поддержка таких мер расширяется. Например, на Филиппинах и в Пакистане, а также в американских штатах Вермонт и Нью-Йорк, депутаты обсуждают законы, утверждающие принцип «тот, кто загрязняет, платит». Примечательно, что в климатических исках, подаваемых самыми разными истцами (от групп коренного населения Канады до фермеров Кореи), уже появляются ссылки на аргументы Международного суда ООН, а в Бразилии суд напрямую их процитировал, предписав прекратить один из проектов добычи и использования ископаемого топлива.

Вместо ожидания новых судебных решений, правительствам следует уже сейчас предпринять шаги по укреплению верховенства закона и взять на себя ответственность за борьбу с климатическим кризисом. Это означает, что надо проложить убедительный курс на резкое сокращение выбросов, ускорить постепенный отказ от ископаемого топлива, гарантировать эффективность климатического финансирования, а также его справедливость и соответствие поставленным целям. На конференции СОР30 международные политики должны воспользоваться нынешней правовой ситуацией и предложить ввести глобальный налог на прибыль от ископаемого топлива, а также отрасли с большими объёмами выбросов (включая судоходство и авиацию), чтобы обеспечить устойчивое финансирование Адаптационного фонда и фонда FRLD.

Парижский договор был подписан десять лет назад, и мир больше не может позволить себе полумеры. Республика Вануату уже объявила о планах добиться новой резолюции ООН, которая превратит заключение Международного суда в конкретные политические действия. Поддержав эту инициативу и начав решительно действовать прямо сейчас, правительства смогут создать глобальный климатический режим, который обеспечит принятие реальных решений такими темпами и в таких масштабах, каких требует этот кризис.

Франческа Маша Кляйн — юрисконсульт по стратегическим процессам в организации Germanwatch.

Лаура Шефер — руководитель отдела международной климатической политики в организации Germanwatch.

© Project Syndicate 1995-2025

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте