Гибридный искусственный интеллект как бизнес-стратегия
Альнур Ермагамбетов, глава Lenovo EECA, — о том, как компании удается удерживать лидерство на рынке и какую роль в этом играет искусственный интеллект

На днях компания Lenovo Group — мировой лидер по производству ПК отчиталась о финансовых результатах деятельности за второй квартал 2024-2025 операционного года. Объем поставок ноутбуков с ИИ за первое полугодие только в Китае достиг двузначной цифры от общего объема ПК. А выручка от бизнеса, не связанного с ПК, увеличилась до 46%. Руководитель Lenovo в Восточной Европе и Центральной Азии Альнур Ермагамбетов говорит о том, как компании удается удерживать лидерство на рынке, диверсифицируя бизнес-портфель, а также о роли ИИ в реализации социально значимых и ESG-инициатив.
Несколько лет назад Lenovo взяла курс на трансформацию собственного бизнеса в поставщика комплексных интеллектуальных решений. Недавно выпущенный отчет о финансовых итогах компании показал, что почти половина доходов в портфеле компании поступает от бизнеса, не связанного с ПК. Как при такой диверсификации бизнеса компании удается удерживать лидерские позиции на мировом рынке ПК?
— Анонсированные результаты компании отражают ее четкое следование выбранной ранее стратегии, фокусом которой является гибридный ИИ. Эта стратегия предусматривает непрерывные инвестиции в исследования искусственного интеллекта и разработки инновационных решений на базе этой технологии.
Мы работаем с искусственным интеллектом достаточно давно, мы начали с обновления собственной инфраструктуры, адаптации цепочки поставок, мы дифференцировали портфель партнеров, начали создавать собственную экосистему поставщиков готовых ИИ-решений — все для того, чтобы наши частные и бизнес-клиенты могли получить доступ к преимуществам ИИ-продуктов одними из первых. Именно поэтому мы в числе первых представили в этом году портфель ПК и ноутбуков с ИИ, продажи которых в Китае сразу заняли заметную долю рынка. И, опираясь на то, как позитивно этот релиз был встречен в других странах, я уверен, что наши текущие успехи в области стратегии гибридного ИИ продолжат укреплять лидерство и прибыльность компании до конца финансового года.
Как быстро нам следует ожидать оживления рынка в связи с появлением ИИ в ПК?
— По нашим оценкам, рынок ПК будет постепенно восстанавливаться, а появление ПК с искусственным интеллектом станет стимулом для нового цикла обновления устройств во всех потребительских сегментах. Мы считаем, что к 2027 году более 80% всех производимых компьютеров будут оснащены ИИ.
Что помимо повышения производительности может дать ИИ рядовому пользователю?
— ПК с ИИ, оснащенные комбинацией центрального, графического и нейропроцессоров, помимо повышенной производительности смогут оптимизировать энергоэффективность, упрощать сопряжение с другими устройствами в экосистеме, обеспечивать более совершенную защиту личных и рабочих данных пользователя. Благодаря ИИ у каждого пользователя ПК может появиться свой персональный ассистент, который будет помогать решать рутинные задачи: поиск информации, каталогизация документов, организация и ведение календаря пользователя, формирование личной базы его знаний и привычек — словом, все то, что может улучшить качество жизни пользователя. А теперь представьте, как ИИ может упростить жизнь людям с ограниченными возможностями. Помимо очевидных технических задач ИИ обладает огромным потенциалом для решения социальных проблем человечества.
Это тоже часть вашей стратегии?
— Lenovo производит самый широкий в мире продуктовый портфель с возможностями интеллектуальных вычислений. Мы считаем своей миссией сделать эти возможности доступными как можно большему количеству людей, предприятий и сообществ по всему миру, чтобы с помощью наших технологий люди могли улучшить качество своей жизни, бизнес — получил работающие инструменты для ускорения цифровой трансформации, а сообщества — более инклюзивную и устойчивую среду для развития.
Число пользователей наших технологий огромно. От отдельно взятого человека до целых отраслей, от небольших сообществ по интересам до профессиональных организаций — у всех у них разные задачи, но их объединяют интеллектуальные технологии Lenovo, предоставляющие преимущества лучшего медицинского обслуживания, более быстрого и эффективного строительства, более качественного образования и т. д. Именно поэтому мы всегда поддерживаем значимые события в странах присутствия: спортивные, культурные, общественные.
Одним из недавних примеров стал теннисный турнир ATP 250 Almaty Open 2024, который проходил в Алматы. В прошлом году вместе с партнерами — инициативной группой Connect-Ed и магазином Technodom мы проводили благотворительную акцию, направленную на устранение цифрового неравенства среди школьников в Казахстане. В 2021 году мы помогли установить ульи в Главном ботаническом саду Алматы. Это проект, который Lenovo поддерживает в разных странах, целью которого является привлечение внимания к экологической проблеме вымирания популяции пчел. И таких проектов не мало.
В какой отрасли, на ваш взгляд, быстрее всего происходит внедрение ИИ сегодня?
— Нет однозначного ответа на этот вопрос. Согласно исследованию IDC, отношение к инвестициям в искусственный интеллект в мире различается в зависимости от отрасли. Так, большинство производственных предприятий придерживаются консервативного подхода в осваивании этой технологии. В то же время телекоммуникационные компании проявляют наименьший интерес, поскольку одни из первых начали внедрять ИИ и уже значительно вложились в его развитие за последние годы. По оценкам экспертов, совокупные инвестиции бизнеса в ИИ в 2024 году вырастут на 61%.
Зато я с точно могу сказать, где внедрение ИИ происходит наиболее очевидно, ярко и иллюстративно. Lenovo активно поддерживает профессиональный спорт на международном уровне. Благодаря этому мы можем видеть примеры того, как ИИ меняет мир спорта. В наше время все строится на больших данных и спорт — не исключение.
Lenovo является глобальным технологическим партнером Formula 1 (F1). Используя наши решения для высокопроизводительных вычислений (HPC) и ИТ-инфраструктуру F1 организует трансляции своих событий для миллионов поклонников по всему миру с помощью глобально распределенной команды, которая всегда на связи. Ноутбуки, мониторы, планшеты Lenovo и смартфоны Motorola обеспечивают доступ к решениям искусственного интеллекта для обработки данных в режиме реального времени во время прямых трансляций для создания увлекательного, персонализированного контента для постоянно растущей аудитории поклонников этого вида спорта.
C 2018 года Ducati использует наши рабочие станции для создания цифровых двойников гоночных трасс MotoGP. С помощью наших решений периферийных вычислений на базе ИИ инженеры команды могут удаленно в реальном времени анализировать данные трассы, помогать настраивать мотоциклы, прогнозировать результаты производительности и быстро решать любые проблемы, возникающие во время гоночного уик-энда. В спорте большие данные играют огромную роль. Они дают фору на трассе и иногда определяют разницу между первым и вторым местом — всё как в бизнесе.