Что такое деколониальность на территории постсоветской Центральной Азии?
Деятельность издательской программы центра современной культуры «Целинный» сосредоточена вокруг исследовательских проектов, направленных на изучение текущих процессов в социальных и гуманитарных сферах.
Первым проектом, реализованным в рамках издательской программы центра, стал сборник статей исследователя Мадины Тлостановой «Деколониальность бытия, знания и ощущения».
«У нас национальная и этническая принадлежность оказываются смешанными сразу с несколькими потоками, развившимися после получения независимости. Это, с одной стороны, возврат к традициям, с другой – модернизация, при этом модернизация у нас рассматривается исключительно по европейской западной модели. И в то же время мы остаемся в советской модели ориенталистских образов, - говорит куратор центра современной культуры «Целинный» Камила Нарышева. - Все эти и многие другие аспекты Мадина Тлостанова затрагивает в книге «Деколониальность бытия, знания и ощущения», отвечая на вопрос: что такое деколониальность на территории постсоветской Центральной Азии?».

В сборнике прослеживается генеалогия основных концептов, идей и целей деколониальной мысли, как они формировались и менялись на протяжении последних трех десятилетий. Автор возвращается к этим константам с позиции сегодняшнего дня и быстро меняющегося мира. Она критически останавливается на таких ключевых проблемах деколониального поворота, как размежевание и возможные диалоги с постколониальной теорией, экзистенциальные и онтологические аспекты деколониальности, деколонизация музея и университета, деколониальный эстезис и аффективность, анализ культуры и искусства постсоветского пространства через призму деколониальности. Крупным планом представлено творчество трех современных художниц, обладающих деколониальной оптикой – Сауле Сулейменовой, Таус Махачевой и Хаив Кахраман. Сборник адресован широкому кругу читателей.
«Я очень благодарна центру современной культуры «Целинный» за приглашение, потому что оно позволило мне вернуться и переосмыслить свои идеи в контексте последних 20 лет, что я занимаюсь деколониальной философией, деколониальной мыслью. Я очень мало публикуюсь на русском, и впервые за долгое время мне выдалась такая возможность, - поясняет автор сборника Мадина Тлостанова. - Мне показалось важным остановиться на вопросах, связанных с экзистенциальной ситуацией, с тем, как человек ощущает себя в мире, как он осмысляет мир, как работает познание мира, каким он его видит. Поэтому в книге идет речь и об эпистемологии знания, и о том, как мы обрабатываем и интерпретируем всю информацию с помощью органов чувств, сознания и представлений, вложенных в нас через образование, прежде всего эстетически. Внушительная часть глав или статей посвящена эстетическим проблемам, проблемам деколониального эстезиса в соотношении с искусством, например постсоветского периода. Некоторые размышления на эту тему связаны с творчеством отдельных художников».
Мадина Тлостанова – деколониальный писатель и исследователь, доктор филологических наук, профессор постколониального феминизма отделения тематических исследований Линчёпингского университета, Швеция. До этого она работала профессором кафедр философии РАНХиГС (Москва, 2012-2015), профессором кафедры истории философии, политологии, истории и теории культуры РУДН (Москва, 2003-2012), ведущим научным сотрудником ИМЛИ РАН (Москва, 1997-2003).
Тлостанова была приглашенным профессором Германской службы академических обменов в университете Бремена (Германия) в 2005, 2006 и 2011, приглашенным международным исследователем в Университете Дьюк (США, 2006-2007), приглашенным исследователем в университетах Линчёпинга и Сёдерторна (Швеция, 2013, 2014).
Она автор 11 научных монографий, включая «Что значит быть постсоветским? Деколониальное искусство на руинах советской империи» (Издательство университета Дьюк, 2018), более 280 статей и глав, опубликованных на русском, английском, испанском, немецком, французском, итальянском, турецком, китайском, хорватском и других языках.
«Наша основная задача - создать процессы в художественной, академической, научной среде, отвечающие на вопросы, которые не входят в программу крупных культурных и образовательных институтов. К примеру, в рамках нашей исследовательской программы мы бы хотели привлечь молодых ученых, искусствоведов, художников, композиторов и режиссеров, чей интерес к исследованию лежит в области новых современных проблем. Безусловно, для этого требуется база, платформа. Так мы понимаем, что направление нашей издательской программы сможет активно продвигать результаты данных исследований для широкой, а также профессиональной аудитории», - отметила руководитель проекта Джамиля Нуркалиева.