Почему недоедающие дети снижают экономическую производительность страны

19516

В 2020 году хроническое недоедание привело к задержке роста почти четверти детей в мире в возрасте до пяти лет

ФОТО: © pixabay

Слишком маленький для своего возраста рост, вызванный хроническим недоеданием, может привести к необратимым физическим и когнитивным нарушениям и увеличить риск смерти от распространенных инфекций.

Улучшение жизни этих детей не является вопросом продовольственного обеспечения. Текущее производство зерновых культур, около 2,8 миллиарда тонн, обеспечивает достаточное количество калорий, чтобы прокормить 11–14 миллиардов человек. Это более чем достаточно для удовлетворения текущих потребностей человечества. Однако людьми съедается менее половины мирового зерна, остальное идет на корм животным или сжигается в качестве топлива. Например, практически каждый галлон бензина в США содержит 10% кукурузного этанола.

Будучи слишком бедными, чтобы влиять на цены на зерно на мировых рынках, хронически голодающие экономически невидимы. Во избежание разрушительных и долгосрочных последствий плохого питания и здоровья мы предлагаем инновационный механизм финансирования, который привлечет влиятельных инвесторов и обеспечит адекватное питание для этих недоедающих детей.

В 2019 году два экономиста Всемирного банка – Эмануэла Галассо и покойный Адам Вагстафф пришли к выводу, что задержка роста в детском возрасте снижает экономическую производительность взрослых, оценивая потери дохода на душу населения в развивающихся странах на уровне 5–7%. И эта цифра не учитывает миллионы детей с задержкой роста, которые умирают в юном возрасте.

Галассо и Вагстафф также провели анализ затрат и выгод применения десяти проверенных мер в области улучшения питания в течение десяти лет в 34 странах, на долю которых в совокупности приходится 90% низкорослых детей в мире. По их оценкам, выгоды превысят затраты как минимум в пять раз, а годовая норма прибыли составит 12%.

Такая высокая отдача могла бы побудить инвесторов к покупке облигаций влияния на развитие, направленных на ликвидацию задержки роста у детей в странах с низким уровнем дохода. Идея, лежащая в основе такого типа финансовых инструментов, в которых инвесторы предоставляют финансирование для программ развития и получают прибыль только в случае достижения согласованных результатов, заключается в том, чтобы наряду с финансовой отдачей получить позитивный, поддающийся оценке социальный и экологический эффект.

Аналогичный механизм, но с целью экстренного финансирования беднейших стран в случае пандемии, опробовал Фонд экстренного финансирования пандемий (PEF) Всемирного банка. В 2017 году инвесторы приобрели застрахованные облигации, а вырученные средства должны были быть выплачены развивающимся странам для сдерживания вспышек инфекционных заболеваний. В апреле 2021 года банк закрыл PEF на фоне критики за то, что был слишком щедрым по отношению к инвесторам, но при этом слишком строгим и медленным в выплатах правительствам. Вместе с тем по результатам независимой оценки Лондонской школы экономики правильно реформированный PEF обладает большим потенциалом для сдерживания пандемий с помощью принятия своевременных и эффективных мер реагирования.

Хотя большое соотношение выгод и затрат в рамках опробованных мер в области улучшения питания является убедительным основанием для выпуска облигаций влияния на развитие, модель частного финансирования или государственно-частного партнерства могла бы позволить избежать ошибок PEF и преодолеть коррупцию в правительстве и частных структурах, громоздкую бюрократию и политическую нестабильность.

Доходы от инвестиций в облигации, направленные на мероприятия по улучшению питания, будут привязаны к прогнозируемому экономическому эффекту программ. В конце концов эффективные меры в области улучшения питания должны повышать производительность и увеличивать налоговую базу в стране-участнице. Например, правительства могли бы заключать контракты с эмитентами облигаций для разработки и осуществления программ по борьбе с задержкой роста, а затем постепенно увеличивать выплаты этим эмитентам за проведенные ими мероприятия в области питания по мере получения ожидаемых экономических выгод.

Из многих возможных моделей облигаций «детского роста» большинство этих облигаций будет выпускаться совместно с материнской компанией в развитом мире и ее дочерней компанией в местной стране. Совместно они разработают программу, консультируясь с участвующим правительством и признанными экспертами в области детского питания, мероприятия на местах и оценку данных.

После получения инвестированных средств материнская компания без уплаты налогов будет передавать их дочерней компании для осуществления мероприятий в области питания совместно с государством. Это может означать закупку продовольствия у местных производителей или на рынках и доставку их бедным беременным женщинам и недоедающим детям. Снабжение продовольствием, по крайней мере частично, в рамках контролируемых программ по уходу за детьми вне дома может уменьшить нецелевое использование средств.

Согласно договору с материнской компанией и дочерним предприятием (условия которого будут публичными), государственные платежи будут производиться в твердой валюте. Амортизационный фонд будет покрывать процентные платежи до тех пор, пока правительство не начнет видеть результаты. Правительство также в любое время будет иметь право взять на себя контроль над программой в обмен на досрочное погашение облигаций.

Простейшая модель предполагает фиксированные выплаты основного долга и процентов, подкрепленные фиксированными договорными платежами. Но инвесторы с повышенной готовностью к принятию рисков могут предпочесть, чтобы правительства вознаграждали более высокие, чем ожидалось, улучшения в питании детей и связанные с этим налоговые поступления более крупными платежами по контракту, что приведет к более крупным выплатам держателям облигаций. Безусловно, худшие чем ожидалось показатели приведут к меньшим выплатам.

Будет важно заранее и хорошо продумать права на выплаты. Учитывая, что страны с формирующимся рынком имеют долгую историю долговых кризисов и что правительства, как правило, в первую очередь погашают долги финансовым институтам развития (DFI), инвесторы захотят, чтобы эти облигации занимали такое же место в правах платежей перед DFI, как и государственные долги. Они также могут настаивать на том, чтобы договор был привязан к обязательствам правительства перед DFI, гарантией DFI по облигациям или соглашением DFI о покупке облигаций у держателей облигаций при любом дефолте по платежам.

Облигации, направленные на мероприятия по улучшению питания, являются инновационным механизмом финансирования, который обещает обеспечить продовольствием, предотвратить отставание в росте у детей и принести высокую прибыль инвесторам. При надлежащей структуре они могут стать мощным катализатором экономического роста и повышения благосостояния наиболее уязвимых слоев населения планеты.

Джоэл Э. Коэн, профессор по народонаселению Рокфеллеровского и Колумбийского университетов, автор книги How Many People Can the Earth Support? (WW Norton & Company, 1996)

Джон Э. Роджерс, старший юрисконсульт Clark Hill PLC, специализирующийся на международных сделках

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить