Почему железнодорожные перевозки – самый стабильный сектор логистики

6463

Как железнодорожная компания, принадлежащая трем странам, продолжает расти даже в условиях пандемии

Алексей Гром
ФОТО: архив пресс-службы
Алексей Гром

Очевидно, что транспортно-логистическая отрасль в настоящее время проходит стадию трансформации, которая определяется новыми вызовами и развитием технологий. Алексей Гром, генеральный директор АО «ОТЛК ЕРА», компании, предоставляющей услуги транзитных контейнерных железнодорожных перевозок по территориям Казахстана, России и Беларуси, рассказал о современных тенденциях развития данной отрасли. 

Алексей, расскажите подробнее о вашей компании, какие ключевые преимущества можете отметить?

- У нас достаточно уникальная компания. Она на паритетной основе принадлежит трем железнодорожным администрациям – нашим акционерам: ОАО «Российские железные дороги», АО «НК «Казахстан темир жолы» и ГО «Белорусская железная дорога». Ключевым фактором успеха в развитии нашей компании является интеграционный характер. И именно степень интеграции определяет итоговый результат.

Основные преимущества заключаются в составе акционеров и бизнес-модели, которая соответствует правильному течению времени. Акционеры не конкурируют между собой за тот объем контейнеропотока, который каждый генерировал у себя: сейчас ведется совместная работа, происходит интеграция на уровне инфраструктур трех стран, развитие технологий и компетенций, маркетинговых возможностей. Как следствие, мы получаем более чем десятикратный рост объемов перевозок и сейчас имеем амбициозные планы на будущее.

Каков объем перевозок по сравнению с прошлыми годами и сказалась ли как-то пандемия коронавируса на вашей деятельности?

- Конечно, пандемия создает больше негатива и проблем, нежели позитивных точек роста. Но чем отличается железная дорога  – так это возможностью даже в тяжелые времена сохранять стабильность. В пандемию особенно ярко проявляются лучшие конкурентные качества железнодорожных перевозок: надежность, регулярность, экологичность, скорость доставки. И поэтому когда были приостановлены морские и авиаперевозки, на железной дороге произошел скачок в объемах перевозок.

В целом этот рост продолжается и сейчас, в 2021 году. Пандемия заставила многих грузовладельцев пересмотреть использование того или иного вида транспорта. На услуги авиа- и морских перевозок значительно выросли цены, а мы держали стабильность в этом сегменте. Поэтому фокус переключен в сторону железной дороги. Если говорить про объем перевозок в этом году, по итогам 9 месяцев он составил порядка 514 тыс. ДФЭ, рост на 33,7%.

Как вы оцениваете инфраструктуру транспортно-логистических услуг в Казахстане? Отвечает ли она запросам растущего рынка контейнерных перевозок?

- Казахстан, безусловно, – ключевой участник всех евразийских перевозок. Но, на мой взгляд, если говорить про страны ЕАЭС и конкретно про наших акционеров - Беларусь, Россию и Казахстан, нельзя оценивать состояние казахстанской инфраструктуры отдельно от других стран-партнеров, потому что это командная работа. На пространстве колеи 1520 существуют прочные технологические инфраструктурные связи. Наши акционеры постоянно обмениваются своими планами: какие участки развивать, где нужно построить вторые или третьи пути, где нужна дополнительная инфраструктура по обработке контейнеропотока, обслуживанию вагонов и т.п. И все эти процессы происходят синхронно: если появляются пункты перевалки контейнеров на границе Казахстан - Китай, то сразу появляется пункт и на границе Беларусь - Польша.

Тренд на постоянное развитие и создание пропускных способностей идет одновременно и в Казахстане, и в России, и в Беларуси. Это важно, так как все на колее 1520 взаимосвязано: если вы достигли высокой скорости на одном участке, но существуют сложности на сопредельном участке инфраструктуры, все усилия пропадают даром. Развитие магистральных путей общего пользования – важнейшая государственная задача. В то же время сегодня получают развитие и частные проекты, которые направлены на расширение и создание резервов пропускной способности, в том числе в нашем коридоре. И для сервиса «ОТЛК ЕРА» это также ключевой элемент успеха.

Хотелось бы затронуть тему сервисов и тарифов. Как строится политика ценообразования в вашей компании?

- Наша цена должна быть конкурентна, востребована. Ведется постоянная работа над издержками. С 2015 года нам удалось снизить комплексную ставку почти на 30%. Еще до пандемии мы ставили себе цель быть конкурентоспособными даже с ценами на морской вид транспорта.  Сегодня, когда мы достигли достаточно оптимального значения, мы по согласованию с акционерами хотим сделать эту конкурентоспособность как можно более длительной.  Несмотря на порой спекулятивные настроения на рынке, мы продолжаем оставаться стабильными, прогнозируемыми  и держим наши тарифы на одном уровне.

Это красноречиво подтверждает наш индекс ERAI, который демонстрирует предсказуемость и уверенность в завтрашнем дне.

Какой эффект оказывает Ваша компания на развитие экономики РК?

- Есть такое выражение: «там, где развивается железная дорога, там развивается жизнь». Железная дорога - это новые рабочие места, новые точки роста в машиностроении, вагоностроении, строительстве и IT, развитие социальной сферы.

Также это то, что объединяет не только компании, но и страны, так как в этой индустрии необходимо обеспечивать максимальный уровень интеграции. В этом плане железная дорога имеет и геополитическое значение.

Какие тренды на мировом рынке транспортно-логистических услуг наблюдаются в настоящее время?

- На сегодняшний день стоимость перевозки по железной дороге стала конкурентной со стоимостью на морские перевозки. При этом важно понимать, что это тренд, который продлится недолго. Производители товаров хотят иметь прогнозируемые данные. Колебания в цене, спросе и предложении для отрасли не очень полезны. Нужно постоянно работать над развитием сервиса и устранять издержки, чтобы удовлетворять потребности клиента.

Во многом современный тренд – это непредсказуемость. К примеру, никто не предполагал такого скачка цен на морские перевозки, который произошел во время пандемии.

В этом мире непредсказуемости особенно важен доступ к актуальной информации, которая позволяет ориентироваться в рынке.  Такой ориентир мы решили развивать, запустив индекс ERAI, который служит инструментом для информирования участников рынка о стоимости трансъевразийских контейнерных железнодорожных перевозок.

Насколько рентабелен ваш бизнес и достаточно ли свободна эта ниша?

- Конечно, спрос опережает даже те прогнозы, которые мы строили раньше, так как контейнеризация развивается быстрыми темпами. И это же влияет не только на рентабельность, но и на открытость ниши для различных компаний в данной отрасли.

Приведу пример: в 2016 году в нашем пуле было около десяти партнеров – пользователей наших услуг, и некоторые из них планировали в будущем развиваться самостоятельно. Однако за это время мы им показали эффективность совместного развития, реализуя свои компетенции в совместных проектах. Ведь АО «ОТЛК ЕРА» – это лишь часть маршрута, а есть еще Китай и Европа, сервисы с задействованием мультимодального сообщения, в которых сочетаются различные виды транспорта. Совместная работа помогает в том числе находить новые точки роста.

На сегодняшний день мы создали виртуальный клуб «One million club», который объединил свыше сотни наших партнеров, контрагентов и пользователей трансъевразийского маршрута, помогающих нам реализовать стратегические задачи по увеличению объема перевозок.

Расскажите про особенности в доставке грузов: страхование грузов, безопасность и гарантии.

- Железная дорога обладает высочайшим процентом сохранности грузов. Пожалуй, самый высокий во всей транспортной индустрии – практически 100%. Конечно, бывают небольшие инциденты, но чаще они связаны с неправильной упаковкой груза. Соблюдаются высокие меры по обеспечению безопасности: грузы идут под охраной, это прописано в регламентах.

Каков ваш клиентский сегмент?

- Нашими клиентами являются экспедиторы – транспортные компании Евразийского экономического союза, Китая, Европы, Юго-Восточной Азии. Они, в свою очередь, заключают контракты либо напрямую с грузовладельцами, либо с глобальными логистическими операторами UPS, DHL и т.д. Существенную долю занимают дочерние организации наших акционеров.

Хочу отметить, что у нас нет кастинга «на входе»: наши двери открыты для всех. Если вы готовы предоставить хотя бы один контейнер, то добро пожаловать! С условиями работы и тарифной политикой вы можете ознакомиться непосредственно на нашем сайте.

Год назад была запущена экологическая инициатива по восстановлению популяции тугайных оленей в Казахстане. Ваша компания поддержала этот проект. Можете рассказать о нем подробнее?

- Мы с радостью поддержали этот проект. В рамках реализации проекта из питомника в Туркестанском районе в региональный природный парк в пойме реки Сырдарья были перевезены в общей сложности 20 особей для создания маточного стада. Теперь я мечтаю воочию увидеть тугайных оленей, посетив место их обитания.

Я считаю, что социальная ответственность успешного бизнеса должна распространяться на программы подобного рода. Мы рады развивать такие направления.

Расскажите о казахстанской международной выставке «Транспорт и логистика» как о площадке для поиска надежных партнеров.

- Прежде всего это возможность встретиться в офлайн-режиме. Мы задействованы в сегменте предоставления услуг, а потому общение лицом к лицу очень важно. Это хорошая площадка для обсуждения возможных путей решения тех проблем, которые присутствуют в данной отрасли. Эта конференция стала первым масштабным офлайн-мероприятием после долгих карантинных ограничений. Нам удалось поделиться информацией о текущем этапе развития нашего проекта, а также выстроить совместные планы на будущее.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить