Фотограф Андрей Фоменко: Мангышлак – это как Марс. Только круче

7213

Хотите увидеть сочетание географии, археологии, геологии, скульптуры, живописи и фотографии? Приходите на выставку в Esentai Gallery

Выставка, открывшаяся в четверг, 06.06, в Esentai Gallery, не похожа ни на одну другую художественную выставку. По стенам галереи развешаны 70 чёрно-белых фотографий Мангышлака (Мангистау), сделанных российским профессором Андреем Фоменко. После мельтешения видеоарта, сочных зигзагов абстракционизма и вещественных инсталляций глухие шершавые изображения переносят зрителя в бесцветный космос полуострова. Экспозиция называется «Естественная история. Глава первая: Мангышлак и Устюрт».

Сам автор на вопрос, почему он выбрал Устюрт, говорит:

- Если бы я побывал на Марсе, мои впечатления не было бы более сильными. Это примерно то же, только ещё круче. Когда я впервые вышел к краю Устюрта и увидел Сор Тузбаир, который простирался внизу как какое-то белое зеркало, я просто рассмеялся - от его неправдоподобности.

Фотография для Андрея Фоменко, историка, критика, переводчика, путешественника – не хобби, а одна из дорог, по которой он идёт в одиночку. Фоменко снимает на негативную плёнку аналоговыми камерами Pentax, выпущенными больше 30 лет назад, и вручную делает изображения методом серебряно-желатиновой печати - его применяли до 60-х годов ХХ века.

Фото: Esentai Gallery

В результате, подходя к фотографии, вы видите морщины на выветренном камне, рельеф облаков на небе, скатавшуюся шерсть верблюжьих горбов и колючие иглы кустарника. Фактура – главное на этих фотографиях, даже на тех, где огромная, как небо, гора Шеркала. И эмоция, которую вы при этом чувствуете, - только ваша. 

Андрей Фоменко
Фото: Esentai Gallery
Андрей Фоменко

 - Я никаких посылов не задаю, я просто фотографирую, что получится. Природа не знает ни мажорного настроения, ни минорного. Она равнодушна, и я надеюсь, что эта интонация сохранилась, - отвечает Андрей Фоменко на вопросы о его работах. – То, что я получаю от контакта с природой, я не получаю больше ни от чего. Эта выставка возникла на пересечении географии и фотографии, от желания увидеть, как будет выглядеть изображение, полученное от вещи. Потому что фотография это и есть превращение вещи в изображение.

До того, как взять в руки камеру, Фоменко занимался историей фотографии – написал книгу о фотоавангарде 20-х годов, много писал о современном искусстве, в том числе фотоарте. Своими ориентирами он называет американских фотографов 70-х годов – например Роберта Адамса, и таких мастеров, как Тимоти Генри О’Салливан, Трентон Уоткинс, Эдвард Мейбридж, которые снимали ландшафты и горные породы для научных географических экспедиций.

- Выбор аналоговой чёрно-белой фотографии продиктован прежде всего эстетическими причинами, потому что в такой фотографии видится особая материальная фактура, которая сродни фактуре самих вещей, - объясняет автор. - Что-то от самих вещей есть в такой фотографии, она не такая нейтральная, она не такая гладкая, и в ней в то же время есть некая законченность выражения, которой я не вижу в цифровой фотографии. От фотографии хочется честности, прямоты, и чтобы не я высказывался, а высказывались сами вещи. Им бы помогали технологии, а я был бы третьей или, может быть, десятой инстанцией в этом процессе.

После Мангышлака Фоменко успел подняться до озера Акколь в Иссыкском ущелье, а летом отправится в Кыргызстан, в урочище Саймалуу-Таш - место, где сосредоточено много петроглифов. А попасть на Устюрт ему помог известный казахстанский художник Ербосын Мельдебеков, который, кстати, назвал фотографии Фоменко скульптурами – «он их делает как скульптор».

Куратор выставки Тогжан Сакбаева высветила другую осбенность.

- Если художник сразу видит свою работу, участвует в процессе её формирования, то в фотографии это чёрная комната, в которой не видно, что получится, это непредсказуемость, это и правда жизни и некий сюр, - так увидела работы Фоменко куратор выставки. – В каждой своей экспедиции он проживает это пространство, людей в этом пространстве, ландшафты. Здесь встречается эстетика и нарратив. Кроме того, важно, что сам автор является ведущим теоретиком искусства, одним из немногих, кто изучает искусство Казахстана и Средней Азии в течение последних двух декад. Именно он является автором замечательных статей о самобытных казахстанских художниках.  

Фото: : Esentai Gallery

Выставка продлится до 6 августа, вход традиционно бесплатный.

- Пусть объективность фотографии — иллюзия, но эта иллюзия обладает неотразимой силой внушения: с помощью фотоаппарата ты будто присваиваешь предмет, сколь бы велик он ни был; уносишь его с собой, упакованный в крошечный прямоугольник негатива, - говорит Андрей Фоменко.

Воспользуйтесь возможностью убедиться в этом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube