Как переживет нынешний кризис рынок электроники Казахстана?

16640

На этот вопрос обозревателю Forbes.kz ответили участники и эксперты рынка

Фото: rusplt.ru

Недавно в Казахстане закрылась одна из крупнейших розничных сетей магазинов электроники Logycom. Ожидать ли ухода с рынка других крупных игроков и каковы перспективы развития отрасли в сложившихся экономических условиях, обозреватель Forbes.kz узнала у участников рынка и экспертов.

Почему Logycom не ушел в e-commerce?

На 1 января 2015 общее количество магазинов компании, по информации президента АО «Логиком» Сергея Швалова, было равно 35. Они располагались в 17 городах Казахстана. Основная часть розничных магазинов Logycom прекратила свою работу до конца 2015. Полная реорганизация сети закончилась 1 апреля 2016. Перестал существовать и интернет-магазин компании logycom.kz.

- АО «Логиком» - крупная IT-компания, успешно осуществляющая свою деятельность на казахстанском рынке более 20 лет, - в целях дальнейшего развития и самосовершенствования выработала новую стратегию своего развития и приступила к реализации проекта по трансформации бизнеса. Основные преобразования заключаются в необходимости перехода от розничной торговли к формату сети, где основным направлением является работа с представителями среднего бизнеса. Интернет-магазин мы закрыли по тем же причинам, - объяснил решение о закрытие розничной сети представитель компании.

15 лет назад, напоминает Сергей Швалов, существовали три совершенно независимых рынка приборов для дома:

Сергей Швалов.
Сергей Швалов.

- телефоны (по ним просто звонили и разговаривали);

- черная и белая бытовая техника (телевизоры показывали ТВ каналы, видеомагнитофоны хранили и показывали фильмы, холодильники охлаждали и хранили продукты и т.д.);

- IT-техника (сложные ПК, еще более сложные модемы, роутеры и т.д., с их помощью обменивались данными, работали со сложными программами и т.д.).

Соответственно, вполне мирно и независимо существовали три вида розничных магазинов и сетей: салоны связи, бытовой техники и компьютерные магазины. Однако, как отметил спикер, телефоны превратились в смартфоны и теперь по ним не сколько разговаривают, а все больше переписываются, обмениваются фото и видео, работают с почтой и т.д., с помощью телевизоров «ходят» по интернету и смотрят youtube, холодильники имеют встроенные терминалы и с их помощью можно делать покупки в Сети, IT-техника стала намного проще и интуитивно понятнее даже неискушенному пользователю, ПК все больше уступают свое место смартфонам и планшетам.

- Наступила эра цифровой конвергенции, и все выше перечисленные товары стали называться просто – цифровой техникой. В результате идет активное «сращивание» салонов связи с бытовыми и компьютерными магазинами. Во всем мире сложилась устойчивая тенденция трансформации магазинов разных форматов в большие гипермаркеты цифровой техники формата 2 тыс. кв. м. и больше, и Казахстан не исключение, - сказал президент компании.

Теперь на базе розничных магазинов компании открыты филиалы по работе с юридическими лицами.

- Корпоративные продажи – это исторически абсолютно понятный для нас бизнес. В нем мы наработали большой практический опыт и знания. Мы хорошо ориентированы в данном сегменте и в полной мере осознаем нынешние требования и спрос рынка, в связи с чем, готовы удовлетворить его потребности на максимальном уровне, - отметил Сергей Швалов.

«Золотая эра» IT-розницы, по оценке компании, закончилась в конце нулевых. Если 10-15 лет назад Logycom, по признанию его главы, плыл по течению в бурном попутном потоке, то в последние годы приходилось плыть против течения и достигать результата намного большими усилиями.

- Чтобы оставаться в тренде, нужно было кардинально менять формат сети и строить большие универсальные магазины, становясь чисто розничной многопрофильной компанией, а мы по духу и образованию «айтишники» и не хотим менять профессию, - сказал он. - С другой стороны, в Logycom розничная торговля никогда не занимала существенной доли, основной наш бизнес - это сложные IT-решения и проекты, производство, сервис и консалтинг. Именно поэтому мы решили закрыть, ставший волей времени непрофильным, розничный бизнес и сконцентрироваться на исконно наших инженерных и специализированных направлениях. При этом мы полностью сохраняем региональное присутствие и готовы предложить нашим клиентам в B2B и B2C-сегментах самые современные и конкурентные продукты и решения.

Отвечая на вопрос, почему Logycom не ушел в e-commerce, Сергей Швалов отметил: «Еще одна тенденция последнего десятилетия – опережающий рост интернет-торговли, гораздо быстрее, чем отрасль в целом. В результате, в структуре продаж цифровой техники доля универсальных (особенно международных интернет-площадок, таких, как Amazon и E-Bay) будет только расти и «оттягивать» на себя таких «вкусных» клиентов, как «энтузиасты» и «профессионалы».

Сергей Швалов уверен, что тенденции рынка и влияние времени отменить не получится; с подобными вызовами столкнутся и другие компании

- Возможно, кто-то уйдет с рынка, кто-то будет искать узкие ниши и специализироваться в них, - заключил он.

Что будет с крупными магазинами электроники?

Рената Мусина.
Рената Мусина.

- В Казахстане крупные магазины электроники еще долго будут конкурентоспособными, - уверена директор Департамента электронной коммерции компании «Технодом» Рената Мусина. - Это связано с менталитетом казахстанских покупателей. Наши клиенты в любом случае хотят посмотреть товар своими глазами, потрогать и получить «живую» консультацию продавца, индивидуальный подход. Важную роль здесь играют уровень обслуживания и дополнительные бонусы - акционные предложения, скидки и подарки.

Что касается электронной коммерции, то рынок Казахстана, наряду с другими странами СНГ, по ее мнению, несколько отстает от мирового рынка, где основным драйвером роста сейчас выступают азиатские страны и, в частности, Китай.

- По данным eMarketer, в мире средние темпы роста онлайн-продаж составляют 18-20% в год. Россия и Украина отстают на 1-2%. Казахстан отстает в развитии от российского рынка на 3-4 года. Важными факторами роста электронной коммерции в нашей стране являются увеличение аудитории пользователей интернета и растущая компьютерная грамотность населения, связанная с расцветом поколения millennials, - говорит Рената Мусина.

При этом продажи интернет-магазина technodom.kz в I квартале 2016, по данным спикера, выросли на 87% в денежном выражении (в тенге) к аналогичному периоду прошлого года. Доля онлайн-продаж от общих продаж «Технодома» по итогам I квартала 2016 увеличилась на 67% по отношению к такому же периоду прошлого года. Как отметила представительница компании, у онлайн-ритейла огромные перспективы, и «Технодом» уделяет ему большое внимание в своей стратегии.

Оффлайн-магазины компании, по ее словам, также демонстрируют хорошие результаты.

- По данным исследовательской компании GfK, по итогам I квартала 2016 объем продаж рынка электроники в РК в денежном выражении (в тенге) снизился на 8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом объем продаж нашей компании за этот же период в денежном выражении (в тенге) вырос на 8%, - отметила Рената Мусина. - Более того, наряду с первоклассным обслуживанием покупателей, мы стремимся к омниканальности продаж, когда офлайн- и онлайн- сервисы синхронизированы. Мы хотим, чтобы клиенты могли совершать так называемые бесшовные покупки. Это мировой тренд.

Также Рената Мусина подчеркнула, что компания не намерена закрывать свои магазины и расширяет розничную сеть.

- В этом году мы обновляем два магазина в Казахстане (в Алматы и Шымкенте) и открыли еще два крупных магазина в Бишкеке, - поделилась она.

Каким магазинам отдают предпочтение казахстанцы?

Асет Нурпеисов.
Асет Нурпеисов.

- Крупным магазинам, которые могут предоставить кредит, а еще лучше рассрочку. То, как работает этот магазин - оффлайн или онлайн - имеет уже не столь важное значение, - уверен руководитель платежного сервиса Wallet One в Казахстане Асет Нурпеисов.

При этом количество небольших магазинов электроники, по словам эксперта, будет снижаться значительными темпами, и они будут переходить в онлайн. А крупные игроки сегодня, по оценке Асета Нурпеисова, выбирают несколько стратегий – работать с корпоративными клиентами, уходить в интернет или продолжать бороться с небольшими игроками.

Сравнение цен и ассортимента на сайтах розничных магазинов РК и зарубежных магазинов, по информации аналитика рынка мобильных устройств и планшетных решений IDC в Центральной Азии Алены Кизуб, говорит в пользу последних. Однако опасения получить несоответствующий товар, сложности при возврате и ремонте побуждают потребителей все-таки идти в местные магазины.

 

Алена Кизуб.
Алена Кизуб.

- Самыми популярными интернет-магазинами являются technodom.kz и sulpak.kz; в силу спроса у потребителей на товары в кредит набирает популярность интернет-магазин kaspi.kz, - перечислила она – Интернет-продажи растут, многие покупатели предпочитают делать покупки, не выходя из дома. В общем же разрезе рынка продажи электроники падают. В результате мы наблюдаем закрытие розничных точек крупных магазинов и увеличение интернет-магазинов. На данный момент И-тейл занимает около 15% продаж телефонов и планшетов, также активно работает канал Telco (в данном сегменте около 1-2% продаж).

При этом мелкие магазины, по словам аналитика, будут продолжать работать, как и раньше; в кризис для них есть большая возможность заработать денег. Для рынка Казахстана сегодня, как отметила Алена Кизуб, характерны две типичные особенности. Первая - набирают популярность китайские бренды. Они востребованы как никогда, цена и качество соответствуют спросу на рынке. Цена на китайские флагманы в сегменте смартфонов начинается от $200, что значительно ниже цен в розничных магазинах РК, учитывая «плавающие» цены.

Вторая особенность состоит в том, что потребители, несмотря на кризисную ситуацию в стране, спад интереса к мобильным решениям и снижение среднего дохода на семью, все же покупают топовые модели телефонов. Сейчас как никогда актуальна продажа планшетов и мобильных телефонов в кредит. И компании, которые идут навстречу покупателям, имеют все шансы развиваться и расти в условиях кризиса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить