Как девальвация тенге повлияла на зарплаты казахстанцев

11429

Отчет по результатам опроса о влиянии изменения курса тенге на рынок труда Казахстана, проведенном в марте 2016, выпустила компания EY

Фото: baltnews.lt

Компания EY проводит регулярные исследования и обзоры рынка труда в Казахстане с 2007 и в марте 2016 в очередной раз провела исследование о влиянии изменения курса тенге на рынок труда Казахстана. В выпущенном отчете представлена наиболее актуальная информация о мерах в отношении персонала, которые компании, осуществляющие деятельность в Казахстане, планируют или уже реализовали в ответ на изменение курса тенге. В исследовании приняли участие 64 компании, большинство из которых (69%) являются  компаниями с иностранным участием, из 17 различных отраслей, представляющие крупный, средний и малый бизнес.

Ниже приведен краткий обзор результатов исследования, более детальные данные содержатся в полной версии отчета.

По данным исследования 64% опрошенных компаний уже приняли меры в ответ на изменение курса национальной валюты. При этом 69% респондентов планируют принимать дальнейшие меры. Стоит отметить, что по сравнению с аналогичным исследованием, проведенным компанией EY в сентябре 2015, число компаний, отреагировавших мерами в отношении персонала в ответ на изменение курса тенге, заметно увеличилось. Так, по результатам прошлогоднего исследования среди компаний-участниц, 28% - приняли меры и 31% - не приняли, но планировали их принять.

Наиболее распространенными мерами по результатам исследования 2016 стали:

- пересмотр бюджета на персонал;

- сокращение численности персонала и прекращение найма сотрудников;

- внеочередной пересмотр заработных плат.

В ходе исследования 36% компаний-респондентов отметили, что уже осуществили/планируют пересмотр бюджета на персонал в связи с изменением курса тенге как в сторону сокращения, так и в сторону увеличения. При этом, несмотря на то, что число компаний, отметивших увеличение бюджета на персонал, примерно вдвое больше количества компаний, сокращающих расходы на сотрудников (66% против 34% соответственно), стоит отметить, что среди компаний, отметивших увеличение бюджета на персонал, 90% либо полностью, либо частично выполнили свои финансовые показатели за 2015, что, естественно, позволяет им применять подобные меры.

Наиболее распространенными категориями сокращения бюджета на персонал стали:

- корпоративные мероприятия;

- обучение и повышение квалификации сотрудников;

- рекрутмент (подбор персонала);

- командировки и представительские расходы.

Сокращение численности персонала и прекращение найма новых сотрудников, являются, соответственно, второй и третьей по популярности мерами в отношении персонала. Стоит отметить, что по сравнению с аналогичным исследованием в сентябре 2015 количество компаний, применивших или планирующих применить сокращение численности, выросло с 19% до 25%, а число респондентов, отметивших прекращение найма, осталось примерно на том же уровне. По результатам 2016 более половины компаний-респондентов, которые применяют сокращения персонала, являются представителями четырех индустрий (потребительские товары, нефтегазовая промышленность, информационные технологии и телекоммуникации, банковский сектор) и 68% имеют численность персонала менее 500 человек.

Около 17% компаний, принявших участие в исследовании, отметили, что уже осуществили внеочередной пересмотр заработных плат за последние полгода. При этом в отношении планов на будущее среди всех участников опроса 20% отметили, что запланировали внеочередной пересмотр заработных плат в ближайшем будущем. Несмотря на то, что размер увеличения зарплат все еще лишь частично покрывает средний размер изменения курса тенге, по сравнению с результатами 2015, количество компаний, осуществивших пересмотр заработных плат в связи с изменением курса тенге, заметно выросло (с 5% до 17%). При этом число компаний, планирующих сделать это в ближайшем будущем, сократилось (с 28% до 20%). Также примечательно, что 69% всех компаний-респондентов осуществляют внеочередной пересмотр заработных плат в отношении всех работников, а остальные 31% участников - только для определенных категорий работников (для работников определенных должностей, для работников с высокими результатами оценки деятельности/компетенций, для работников с определенным стажем работы).

В связи с введением в Трудовом кодексе РК необходимости установления заработной платы работникам в национальной валюте отдельной темой в исследовании (актуальной в особенности для компаний с иностранным участием) стал вопрос о возмещении компаниями разницы между эквивалентом зарплаты в валюте и в тенге. Данная мера является не столь популярной среди участников опроса (5% компаний осуществили возмещение и 6% - планируют). Среди компаний, применяющих данную меру, в качестве возмещения наиболее часто используется либо специальная надбавка к зарплате, либо премия (бонус), большинство осуществляют выплаты ежемесячно и в качестве ориентира используют средний курс за период возмещения.

По сравнению с исследованием 2015 изменение условий премирования стало менее популярным инструментом в руках работодателей в условиях изменения курса тенге. Так, в марте 2016 8% респондентов уже осуществили изменения условий премирования и 13% планируют принять подобные меры, в то время как в сентябре 2015 около четверти респондентов решили прибегнуть к этому инструменту. По результатам исследования 2016 компании, осуществляющие изменение системы премирования, в большей степени ориентированы на корректировку параметров премий (критерии и периодичность премирования) и чаще всего применяют эту меру для всех категорий работников одинаково.

Среди компаний (19%), планирующих/осуществивших сокращение набора льгот или их стоимости, большинство респондентов отмечают, что это коснулось/коснется таких категорий, как:

- добровольное медицинское страхование;

- компенсация услуг мобильной связи.

Дамир Деминов, менеджер отдела консультационных услуг по управлению персоналом компании EY, отмечает: «Понимание того, какие меры в отношении персонала применяются на рынке труда в связи с изменением курса тенге, все еще остается важной и актуальной темой для большинства компаний в Казахстане. Мы отмечаем более активную реакцию компаний на рынке труда по сравнению с результатами 2015, когда большинство компаний занимали выжидательную позицию. Так, более чем в два раза (с 28% до 64%) возросло количество компаний, применяющих меры в отношении персонала. При этом стоит отметить, что увеличилось как количество компаний, осуществляющих сокращения сотрудников, так и количество компаний, повышающих заработные платы сотрудников. Это свидетельствует о том, что компании продолжают искать правильный баланс в отношении персонала, стремясь, с одной стороны, не переплатить и сократить расходы, а с другой – удержать таланты и повысить эффективность сотрудников. Работодатели продолжают активно следить за ситуацией на рынке труда Казахстана, поэтому актуальные данные, полученные в результате регулярных исследований компании EY, помогают компаниям находить и поддерживать необходимый баланс».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить