Две трети произведенной в Казахстане рыбы идет на экспорт

Рыба и рыбная продукция из РК расходится не только по соседским странам: ей лакомятся во многих странах Европы, в США и Новой Зеландии

Фото: © Depositphotos.com/alphacell

В 2014 рыба и рыбная продукция в структуре экспорта потребительских товаров Казахстана находилась на третьем месте с долей 2%, или $77,6 млн, – после нефтепродуктов (79%, или $2 млрд 971 млн) и табачной продукции (3%, или $100,2 млн). В 2015 позиции рыбы пошатнулись: товар занял пятое место в структуре экспорта с долей 2%, или $31,8 млн. Лидерами традиционно стали неф­тепродукты (68%, или $1 млрд 97 млн) и табачные изделия (5%, или $77,5 млн), за которыми следуют алкогольные и безалкогольные напитки (2%, или $39,1 млн) и изделия из зерна и муки (2%, или $32,2 млн).

«Наибольший объем экспорта рыбы и рыбной продукции наблюдался в 2010 (если брать отрезок с 2010 по 2015; в отношении последнего здесь и далее учитываются первые три квартала года. – F), когда на внешние рынки было поставлено 28,4 тыс. тонн рыбы и рыбной продукции на сумму $96,5 млн, – отмечает Мейржан Майкенов, заместитель председателя правления АО «Kaznex Invest», которое помогает отечественным производителям продвигать свои товары на зарубежных рынках. – После этого, в 2011 и 2012, произошло снижение экспорта: в 2011 – на 18% в стоимостном и на 28% в физическом выражении по сравнению с 2010, в 2012 – на 16% в стоимостном при увеличении на 5% в физическом выражении по сравнению с 2011».

В последующие годы рыбный экспорт показывал ежегодный физический рост. Так, приводит данные Майкенов, по итогам 2014 экспорт составил 20,5 тыс. тонн на сумму $77,5 млн – по сравнению с 2013 увеличение составило 1% в стоимостном и 7% в физическом выражении.

За девять месяцев 2015 на вывоз было отправлено 13,7 тыс. тонн рыбы и рыбной продукции на сумму $31,9 млн, что в стоимостном выражении на 42% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014, хотя в физическом на 0,4% больше.

«Стоимостное падение» объясняется тем, что почти в 2 раза снизилась средняя условная экспортная стоимость – с $4,1 тыс. до $2,3 тыс. за тонну рыбы и рыбной продукции. «Это может быть связано как со снижением спроса на основных рынках сбыта, так и с изменением условий поставок, а также ассортимента, качественных и количественных характеристик продукции», – предполагает представитель Kaznex Invest.

Один из экспортеров рыбы, глава ТОО «Женiс-2006» Ерсин Буркитбаев объясняет ситуацию текущими сложными отношениями между Россией и Евросоюзом, повлекшими обесценивание рубля: «Если раньше россияне продавали рыбу по 6–7 евро за килограмм, то после удешевления рубля килограмм стал стоить 4 евро. Они одномоментно выкинули на рынок Евросоюза 20–30 тыс. тонн дешевой продукции и поломали рынок».

Кроме того, «война санкций» привела к тому, что европейские импортеры стали настороженно относиться к поставщикам из Казахстана, который состоит в экономическом союзе с Россией. «Они боятся, что нас тоже могут закрыть. Если раньше мы с европейцами работали по 100%-ной предоплате, то теперь те готовы вносить 50% предоплаты только после того, как мы «затаможим» товар. Мы снизили количество производимой продукции и до девальвации тенге были на грани закрытия. Сейчас, после девальвации, стало дышать легче», – говорит Буркитбаев.

Филейная часть

По подсчетам Ерсина Буркитбаева, который занимается рыбой с 2003, 60–70% судака на рынках Европы – это казахстанский продукт. «Мы экспортируем и леща, и сома, и воблу, но в основном – судака. В Европе был запрет на вылов, потому что там мало пресноводной рыбы. Сейчас пытаются вырастить судака искусственным способом, но по вкусовым качествам он не идет ни в какое сравнение с тем, что вырос в естественных условиях», – объясняет интерес европейцев к казахстанской рыбе владелец предприятия.

Потребление рыбы и морепродуктов в 2014 среднестатистическим жителем Казахстана составило 11 кг. По этому показателю наша страна уступает как среднемировым показателями, так и развитым европейским и североамериканским странам

Официальная статистика показывает: наша страна активнее всего вывозит рыбное филе. Его доля в экспорте рыбы и рыбной продукции, согласно аналитическим выкладкам Kaznex Invest, составила 86% в 2014 и 82% в январе-сентябре 2015. Далее следуют мороженая рыба – 9 и 12%, соленая, сушеная или копченая – 3 и 4% соответственно. В 2014 Казахстан из 31,1 тыс. тонн произведенной рыбы экспортировал 20,5 тыс. тонн, или 66%. Сама страна «съела» 43,1 тыс. тонн рыбы, при этом импортировав 32,45 тыс. тонн на сумму $48,7 млн.

60–70% судака на рынках Европы – это казахстанский продукт
Фото: © Depositphotos.com/vladvitek
60–70% судака на рынках Европы – это казахстанский продукт

По данным Комитета государственных доходов Министерства финансов (без учета стран ЕАЭС. – F), с 2010 по 2015 вывезено 43 тыс. тонн рыбного филе и прочего мяса на $370 млн 442 тыс. Этот товар отгружался в 20 стран, в том числе в Канаду, США, Китай, Чехию, Турцию и даже в Новую Зеландию и Сейшелы. За этот же период Казахстан продал более 33 тыс. тонн мороженой рыбы (за исключением филе) на сумму $23 млн 825 тыс. Рыбка «уплыла» в 19 стран, включая Грузию, Азербайджан, Данию, Германию, Британские Виргинские острова. 11 стран в указанный период импортировали сушеную, соленую, копченую рыбу из Казахстана. В физическом выражении импорт составил 7 тыс. тонн, в стоимостном – $9 млн 911 тыс.

Свежую и охлажденную рыбу (исключение – все то же рыбное филе) Казахстан стал вывозить в 2013 и только в Узбекистан. Соседняя республика за это время приняла чуть более 1 тыс. тонн на сумму $540 тыс.
Если посчитать «рыбный» экспорт за последние шесть лет, то в физическом выражении он составил более 84 тыс. тонн, в стоимостном – более $404 млн 717 тыс.

Поймать, разделать и продать

Всего в Казахстане работает 128 рыбокомбинатов (правда, наиболее активны – 54), которые поставляют рыбу на внутренний и внешние рынки. Большая часть обрабатывающих рыбу предприятий – малые. Такие данные приводит Мейржан Майкенов. Он называет этот рынок олигопольным, так как тон на нем задает ограниченное число игроков.

В первую пятерку рыбопереработчиков по объемам входят ТОО «Рыбпром» и два его филиала в Усть-Каменогорске и Алакольском районе Алматинской области, а также ТОО «Фирма «Балхашбалык» и сельский потребительский кооператив «Хамит».

Между тем по количеству экспортированного в 2014 филе складывается другой список «передовиков». Всего было продано продукции на сумму $8,1 млн. По некоторым данным, около 21% экспорта пришлось на ТОО «Евро экспорт», 13,5% – на ТОО «Zed trade», по 11% – на «Рыбпром» и «Хамит», почти 9% – на ТОО «Bonvi».

«Среди экспортеров я занимаю, по грубым подсчетам, долю в 25%», – дает оценку своему предприятию директор ТОО «Женiс-2006», не называя конкретных цифр. Однако, по подсчетам редакции, компания Буркитбаева обеспечила в 2014 лишь 3,7% экспорта рыбы.

Мощность рыбокомбината, который Буркитбаев закончил строить с помощью европейских партнеров в 2011 на Балхаше, составляет 1500 тонн в год. Около 25–30% сырья обеспечивает собственная флотилия, оставшуюся часть по договору поставляют добывающие предприятия со всего Казахстана.

Обработкой рыбы занимаются 65 сотрудников комбината. Готовая продукция (на выходе ежегодно получается 700 тонн) – это, как правило, пятикилограммовые короба с различными сортами рыбы, подвергшейся шоковой заморозке при температуре -40 градусов. Благодаря этому рыба может храниться до двух лет. На внутренний рынок уходит 10–15% продукции «Женiс-2006» – и только по договорам с компаниями, которые выигрывают тендеры на поставку рыбы в армию или тюрьмы. Сам Буркитбаев не хочет заниматься торговлей внутри Казахстана. Однажды ему предложили зайти в крупный супермаркет, сказали, что нужна казахстанская продукция на полках. Он согласился, заказал упаковку, выставил товар. «Сначала все было нормально, но через несколько месяцев супермаркет стал взвинчивать проценты. Пришлось уйти», – кривится собеседник.

Рыбное место

С импортерами Буркитбаеву работать удобнее: иностранные оптовые компании более предсказуемы. Специальный Еврономер (международный номер на право экспорта продукции в страны ЕС) позволяет «Женiс-2006» поставлять товар на рынок Европы, куда уходит 50% его экспортной продукции (другие 50% вывозятся в Россию). «Основной рынок, куда идет 70–80% продукции, это Германия, там население 80 млн, – объясняет немецкие аппетиты Буркитбаев. – Другой большой потребитель – Австрия, где развит горнолыжный туризм с сопутствующей инфраструктурой – кафе и ресторанами. Голландцы, датчане, прибалтийцы тоже покупают нашу рыбу».

Наблюдения игрока совпадают с цифрами, которые фиксирует Комитет госдоходов. В период с 2010 по 2015 Германия стала безусловным лидером среди «рыбных» импортеров – туда вывезли 15 238 тонн товара на сумму $133 млн 676 тыс. По объемам на втором месте Украина с 15 224 тоннами, на третьем Литва с 14 249 тоннами. В стоимостном выражении после Германии идут Литва ($118 млн 963 тыс.) и Дания ($56 млн 753 тыс.).

«Доля стран ЕС в экспорте 2014 составила 84,4%, – детализирует Майкенов. – Наибольший объем экспорта рыбной продукции в этом направлении пришелся на Литву – 34%, или $22,3 млн в стоимостном выражении (2,7 тыс. тонн в физическом). Далее следуют Германия – 31%, или $20,4 млн (2,7 тыс. тонн), и Дания – 21%, или $13,5 млн (1,6 тыс. тонн)». По подсчетам собеседника, на долю стран СНГ пришлось 11,2%, или $8,7 млн (11,4 тыс. тонн). Туда поставлялась мороженая рыба (58%, или $5 млн), соленая, сушеная и копченая (27%, или $2,3 млн), свежая и охлажденная (15%, или $1 млн.). Среди импортеров в СНГ ведущее место занимает Россия – 56%, или $4,9 млн (6,6 тыс. тонн). Далее следуют Украина – 20%, или $1,7 млн (1,5 тыс. тонн), и Узбекистан – 11%, или $1 млн (1,9 тыс. тонн).


Если говорить о перспективных направлениях для экспорта рыбы, то Майкенов предлагает производителям обратить внимание прежде всего на страны, не имеющие возможности развивать рыболовство на своей территории в силу географических особенностей, и государства с большим потреблением рыбы на душу населения. «Также рыба и рыбная продукция может быть востребована в странах, имеющих рыбоперерабатывающие заводы и использующих импортную рыбу в качестве сырья для дальнейшего производства готовой продукции и последующего экспорта», – добавляет представитель Kaznex Invest.

Так, несмотря на то что Литва, Германия, Дания, Польша, Австрия, Нидерланды, Франция и другие страны уже являются рынками сбыта нашей рыбной продукции, имеется потенциал для дальнейшего увеличения объемов поставок. «Совокупный спрос на рыбу в этом регионе оценивается в более чем $25 млрд в год, – отмечает собеседник Forbes Kazakhstan. – Среди государств СНГ устойчивый спрос на рыбу наблюдается на Украине ($561,4 млн), в Белоруссии ($417,4 млн), Киргизии ($9,9 млн), Азербайджане ($8,2 млн)».

Крупными потребителями рыбы и рыбной продукции на мировом рынке являются Япония, Бразилия, Корея, Египет, Сингапур. «В перспективе Казахстан мог бы поставлять свою продукцию и на эти рынки. Однако необходимо учитывать особенности транспортировки данного вида продукции, поскольку он является скоропортящимся и необходимо обеспечить соблюдение определенного температурного режима. Также ввиду значительной удаленности этих стран основным препятствием могут стать высокие транспортные издержки», – считает Майкенов.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторах

Айдын Шагиев

Татьяна Трубачева, журналист

 

Статистика

5617
просмотров
0
комментариев
 
 

Оставить комментарий

Для того, чтобы оставлять комментарии,
Вам необходимо войти на сайт.

  • Войти, с помощью
Если Вы еще не зарегистрированы,
пройдите процедуру регистрации.
Как зарегистрироваться, используя
аккаунт в соцсети, читайте здесь.

Комментариев нет

Будьте первым, кто оставит комментарий к этой статье.