Конец монополии торговых центров?

18888

Последние события в экономике с резким падением цены на нефть, западными санкциями против России, вызвавшими обвал рубля, и ожидание казахстанцами девальвации не оставили в стороне и рынок недвижимости столицы. О том, как его участники реагируют на эти новости, о последних трендах и новых форматах рассказал генеральный директор агентства «Абсолют» Сергей Погребняк

Festival Avenue- торговая галерея, состоящая из нескольких десятков бутиков. Каждый бутик имеет отдельный выход на улицу и витражный фасад.

- Сергей Геннадиевич, в последнее время в прессе размещено много материалов о ситуации в жилой недвижимости. Хотелось бы узнать, как затронули последние события достаточно узкий сегмент рынка – торговую недвижимость нашей столицы.

Сергей Погребняк

- В связи с тем, что наиболее резкое падение цен на нефть и курса российской валюты произошло чуть более месяца назад, заметных изменений на таком достаточно устойчивом сегменте, как рынок торговой недвижимости, еще не произошло. Можно говорить лишь о настроениях операторов торговых точек и трендах. Если не брать в расчет бренды люкс- и премиум-класса, то операторы торговых марок среднего и массового сегментов ожидают падения продаж. В связи с тем, что на прошедший период пришелся традиционный предновогодний пик продаж,  снижение активности покупателей не так заметно. Но, по нашей информации, часть владельцев торговых точек планируют переезд в менее дорогие торговые центры или задумываются об уменьшении арендуемой площади.

- А что вообще происходит в сегменте крупных торговых центров столицы? Я часто слышу об огромной перенасыщенности моллами центра Астаны, особенно левого берега.

 - Если сравнивать такой показатель, как обеспеченность торговыми площадями на тысячу жителей, то Астана сильно опережает Алматы, но недотягивает до Москвы и тем более до западных столиц

Стоимость аренды площадей в успешных ТЦ превышает $200 за квадратный метр. А при аренде небольших площадей в 15-20 квадратов стоимость квадратного метра доходит до астрономической суммы в $ 1 тыс.

Но даже при таком высоком, по казахстанским меркам, показателе до сих пор наблюдался дефицит качественных площадок с хорошим трафиком. Именно поэтому в наиболее успешных торговых центрах существует длинный лист ожиданий, а стоимость аренды превышает $200 за квадратный метр. Более того, если арендуются небольшие площади (15-20 м²), то стоимость аренды доходит до астрономической суммы в $1 тыс. за тот же квадратный метр! Такую ставку, например, озвучили нашей компании за аренду промо-точки в одном из самых раскрученных моллов Астаны. И, конечно, большинство торговых операторов не могут позволить себе подобные траты и находятся в поиске альтернативных площадок.

- Что может предложить им рынок? Какие новые концепты торговых центров вводятся в самом быстрорастущем городе Казахстана?

- Предложений не очень много. Если брать сегмент выше среднего, то самым интересным проектом, который выйдет на рынок Астаны в ближайшее время, является торговая галерея Festival Avenue.

- Чем она отличается от существующих центров и в чем ее преимущества для операторов торговли и сферы услуг?

- Во-первых, месторасположение — самое сердце левобережья Астаны. Галерея расположена между шпилем Хан-Шатыра и Водно-зеленым бульваром. С новым объектом также соседствуют пятизвездочный отель Marriott, престижный  клуб Fitness Palace  и другие статусные здания. Кроме того, в районе торговой галереи в ближайшие годы планируется возведение жилья общей площадью 2,5 млн м². Это имеет огромное значение для торгового комплекса, ведь близость такого мощного жилого массива формирует большие покупательские потоки.

Видимость с городских магистралей, витражи от пола до потолка, удобные подъездные пути — самые  распространенные требования  не только владельцев бутиков, но и небольших ресторанов, кофеен и салонов. 

Во-вторых, Festival Avenue — это торговый центр нового формата, спроектированный в виде галереи, состоящей из нескольких десятков бутиков. Каждый бутик имеет отдельный выход на улицу и витражный фасад. Это очень удачный концепт, который идеально соответствует требованиям владельцев бутиков, небольших ресторанов, кофеен и салонов: отличная видимость с городских магистралей, витринное остекление от пола до потолка и удобные подъездные пути. Нужно отметить, что и площадь помещений — от 200 м² (модульная конструкция галереи позволяет объединять соседние помещения и кратно увеличивать площадь) — наиболее востребована на рынке.

Более того, Festival Avenue, в отличие от всех существующих торговых центров, предлагает помещения на продажу, а не в аренду. Делая выбор в пользу покупки, собственник избавляется от необходимости платить огромные арендные платежи, съедающие все поступления, и может за 3-3,5 года полностью окупить вложения. Таким образом, для операторов небольших бутиков появится возможность обойти монополию крупных торговых центров на покупательский трафик.

- Окупаемость торгового помещения за три года кажется невероятной! 

Вложение средств в удачные проекты торговой недвижимости позволяет не только сохранить средства, но и преумножить. Во времена неопределенности на финансовых рынках этот факт приобретает особую актуальность.

- Именно поэтому большой интерес к такому формату проявляют местные инвесторы (по нашим данным, забронировано и выкуплено уже более 3 тыс. квадратных метров из общей площади 17 тыс. квадратных метров). Отчасти это объясняется тем, что сейчас на финансовых рынках царит неопределенность, и многие привычные инструменты сохранения капитала теряют прежнюю привлекательность. А вложение средств в галерею Festival Avenue позволяет не только сохранить свои сбережения, но и преумножить: стоимость покупки на данный момент, на этапе 70%-ной готовности,  на 40% ниже стоимости на момент сдачи объекта в строй в 3-4 квартале 2015. А покупка помещения с целью сдачи в аренду позволит достичь доходности на уровне 27-30% годовых.

В. Яковлева

 
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить