Новые вызовы Китая

11452

Активное развитие деловой среды, которое характеризуется замедлением экономического роста КНР, ростом заработных плат, появлением верхушки среднего класса и новой волной инноваций, а также выходом на первый план нового поколения китайских лидеров, ставит перед бизнесменами совсем иные задачи. В связи с этим компания McKinsey проливает свет на дальнейшее развитие событий в КНР, выделяя несколько тенденций

Главный экономический вопрос КНР состоит в том, как увеличить потребление при одновременном снижении зависимости от экспорта и инвестиций. Аналитики McKinsey подметили раннее  начало этих процессов в этом году. Домашнее потребление в Китае находится на низком уровне. В долях ВВП оно едва достигает половины нынешних американских показателей. Многие надеются на государственные планы по увеличению дивидендов от национальных компаний, введение налога на выбросы в атмосферу и упразднение энергетических субсидий. Но Майкл Петтис из Пекинского университета предсказывает резкое падение цен на товары широкого потребления, а также снижение расходов на строительство и тяжелую промышленность. Он утверждает, что это сильно подстегнет сектор потребительских товаров.

Другим вызовом для страны является дальнейшее развитие инфраструктуры. За 20 лет КНР определила 8,5% своего гигантского ВВП на инфраструктуру. Эти траты гораздо выше, чем средний показатель по миру, но Китай до сих пор находится на 48 месте в рейтинге глобальной конкурентоспособности – 2013–2014 по такому критерию, как инфраструктура. Поэтому в планах до 2015 года открытие 22 тыс. км железных дорог, а до 2020 года – 70 аэропортов, 43 тыс. км скоростных шоссе и расширение портовых мощностей. Учитывая такие масштабы, не удивительно, что пять из 10 топовых глобальных строительных и инженерных компаний являются китайскими. При этом Китай не только прокладывает дороги, но и дает людям ездить по ним на личном транспорте. McKinsey прогнозирует, что к 2016 году Китай обгонит США по количеству автомобилей премиум-класса и станет самым большим рынком этих машин в мире. Потребительские привычки китайцев указывают на то, что их средний класс проявляет гораздо больший интерес к дорогим машинам, чем те же потребители в Германии (80% этого рынка в КНР принадлежит немцам).

Немаловажным для Китая становится вопрос экологии. «Красный» Китай обязался «позеленеть», после того как восточное побережье страны почти полностью закрыло завесой смога. Задача кажется непосильной, учитывая, что к 2020 году горожанами станут еще 300 млн человек. Статистика показывает, что жители китайских городов потребляют в 4 раза больше энергии и в 2,5 раза больше воды, чем селяне. Чтобы доказать серьезность своих намерений улучшить экологию, один из восточных заводов подвергся публичному наказанию за игнорирование правил регулировки температур производства. Весь состав топ-менеджмента был заменен, а новое руководство снизило энергопотребление на 12%.

Защита окружающей среды должна последовать сразу за обновлением производственного потенциала. Рост зарплат и потребностей вкупе с растущим непостоянством рынка создает крупные проблемы. Производство не может дать качественный скачок, пока большинство менеджеров не умеют определять причину заниженной эффективности. Наиболее вероятным кажется вариант отказа от устаревающего принципа производства «быстрее и дешевле».

Перемены в умах давно беспокоят иностранных бизнесменов. В 2022 году, прогнозируют аналитики McKinsey, 75% населения КНР будет обладать той же покупательной способностью, что и жители Бразилии и Италии. В связи с этим особое внимание сейчас уделяется наиболее богатым представителям среднего класса, которые через 10 лет составят большинство городских жителей и потребителей. Второй в списке стоит молодежь «второго поколения». Маркетологи уверены, что она изменит свою страну так же, как это сделали бебибумеры на Западе. Пока же это заставляет такие фирмы, как Wrigley Asia Pacific и Bayer Consumer Care, преследовать сразу две маркетинговые стратегии, чтобы одновременно удержаться на массовом рынке и не отдаляться от среднего класса, пока он растет. «Второе поколение» уже устроило всплеск онлайн-коммерции, который ускоряет переход китайской экономики от инвестиций к потреблению. Объем продаж в сети достиг $210 млрд в 2012 году и сравнялся с США по пропорции к общему объему ретейла в 5%. Цены в интернете на 6–16% ниже, чем в китайских магазинах, причем эта разница наиболее ощутима в небольших городах. Интернет превращает Китай в страну новаторов, изменяя мнение о себе как о стране-подражательнице, копирующей инновации. В последние годы число научных публикаций в международных журналах сильно выросло. Китайские ученые вновь вносят свою лепту в научно-технический прогресс. Бизнес уже готовится к моменту, когда это вой­дет в быт. В связи с этим компании типа Tencent Social Network решили изолировать молодое поколение от консервативной среды. Поэтому они предпочитают нанимать молодых людей сразу после окончания вуза и приучать мыслить прогрессивно.

Для того, чтобы претворить эти планы в жизнь, понадобятся огромные деньги. Тем более что КНР постепенно превращается в мирового финансиста. Объем финансовых активов страны сегодня составляет $17,4 трлн и находится на 3 месте после США и Японии. За четыре года объем китайских ссуд в Латинскую Америку превысил объем Всемирного банка и Межамериканского банка развития, вместе взятых. Если КПК превратит Поднебесную в мировой финансовый центр и введет юань в число основных валют, то им придется сделать две вещи: разработать глубокий и ликвидный рынок внутреннего капитала для активов, привязанных к юаню, и вместе с тем либерализовать систему и разрешить полную конвертацию своей валюты. Несмотря на финансовую мощь Поднебесной, многие предприниматели сильно зависят от внешних инвестиций. Растет необходимость в усилении борьбы с мошенничеством, так как многие корпорации и частные инвесторы начали пересматривать свои методы и систематически нарушают законы и ограничения.

Для того, чтобы последние достижения КНР были использованы на их полную мощность, необходим новый тип профессионалов. На данный момент в дефиците находятся навыки презентации, групповой работы и коммуникаций. Китайским руководителям не хватает амбиций и творческого подхода к делу. И пока существует жесткая иерархия, потенциал останется нереализованным. В работе с иностранцами до сих пор существует большая психологическая пропасть между западным и восточным восприятием информации. Так, недавно был провален проект с госкомпанией только лишь потому, что ни один менеджер в организации никогда не пользовался кофеваркой, и все они предпочитают пить чай, как это делали их отцы и прадеды.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить