На правах рекламы

Креативная экономика создает предпосылки для прорывного роста

8390

Такое мнение высказал Данияр Аманалиев, один из организаторов IV Форума культурных и креативных индустрий Creative Central Asia, который проходит в эти дни. Форум ведет свою историю с 2017 года и ежегодно собирает под эгидой British Council лидеров креативных индустрий Центрально-Азиатского региона и экспертов из Великобритании

ФОТО: архив пресс-службы

В рамках мероприятия состоялась презентация Creative Central Asia Network (CCAN) – Ассоциации культурных и креативных предпринимателей региона, призванной консолидировать интересы отрасли. Организация создана при поддержке British Council, который много лет занимается продвижением сектора креативной экономики в Центральной Азии.

О том, почему так важно развитие креативной экономики, рассказали Галина Корецкая, руководитель проектов British Council по культуре и креативной экономике в Центральной Азии, и Данияр Аманалиев, сооснователь и бизнес-дирижер группы компаний ololo (Кыргызстан).

Галина Корецкая: Найти свой путь и избежать ошибок

ФОТО: Мария Гордеева

В Великобритании креативная экономика еще в конце 90-х годов XX века была выбрана как один из приоритетов развития на государственном уровне. С тех пор сектор успешно растет, и даже в период кризиса, когда показатели других секторов начали падать, креативная экономика продолжала расти. В XXI веке основным и самым важным ресурсом является человеческий капитал, он является ядром креативной экономики.

British Council начал заниматься развитием креативной экономики в Казахстане еще 6 лет назад. Нам было важно, чтобы у лидеров направлений, тех, кто работает в секторе креативных индустрий, стало формироваться понимание этого термина, потому что многие, работающие в данном секторе, не подозревали, что являются его частью.

В 2017 году в Астане мы провели первый в Центральной Азии Форум креативной экономики Creative Central Asia. Мы создали площадку, чтобы профессионалы могли делиться опытом и знаниями о том, как лучше развивать креативную экономику в Центральной Азии. Позже этот форум проводился вновь в Нур-Султане, потом в Ташкенте, в итоге к форуму присоединились все пять стран Центральной Азии. В этом году форум проходит онлайн на интерактивной площадке в Бишкеке, где нашим партнером и организатором выступила группа компаний ololo.

Креативная экономика сформировала совершенно новый взгляд на экономику и общество, сейчас как никогда важны навыки творческого, нестандартного мышления, которые помогают людям в работе в совершенно разных, не только творческих сферах, к примеру, науке, медицине, финансах и др. Можно посчитать экономический вклад креативных индустрий и их долю в ВВП, но не стоит забывать о влиянии креативной экономики в целом на прогрессивное развитие страны, городов и формирование человеческого капитала.

Обычно государству сложно «заметить» креативные индустрии, так как они не выделены в отдельную отрасль. К креативным индустриям относятся мода, дизайн, архитектура, современное искусство, издательское дело, театральное искусство, компьютерные игры и многие другие индустрии, а так же все производственные процессы, связанные с данными секторами. Очень важно отметить, что у креативных индустрий получается не просто вносить свой вклад в экономику, но и косвенно влиять на развитие общества и городов.

Мы очень рады, что в Казахстане государство стало обращать свое внимание на развитие сектора креативной экономики. О важности развития креативной экономики недавно заявил и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Мы сотрудничаем с акиматом Алматы и управлением по креативным индустриям, а также с экспертами рынка, чтобы проводить совместные мероприятия и исследования и передавать накопленные знания. Весь прошлый год я работала с составе группы экспертов в рамках программы «Отраслевые менеджеры», мы разрабатывали национальную стратегию развития креативных индустрий. Надеемся на сотрудничество с недавно созданным в Казахстане Проектным офисом по развитию креативных индустрий.

В 2018 совместно с британскими экспертами и специалистом из Казахстана Даной Шаяхмет (Университет Нархоз) мы провели картирование креативных индустрий, чтобы понять, что данный сектор из себя представляет и какие мы имеем официальные данные о нем. К сожалению, пока данных очень мало, например о том, сколько человек, организаций работает в данной сфере, какой вклад они вносят в развитие экономики страны. Поэтому в этом году в рамках CCAN мы начали собирать базу данных креативных предпринимателей Центральной Азии.

Следующим важным стратегическим шагом должен быть вывод культурных и креативных продуктов и услуг на экспорт, а для этого нужно повышать их качество, искать новые рынки и учить креативных предпринимателей работать на международную аудиторию, которую сейчас так сложно чем-то удивить. Именно поэтому на первый план выходит культура, искусство и культурная идентичность страны. Это самый важный и уникальный элемент, который может сделать нас конкурентноспособными. Нам нужно работать над тем, как переосмыслить национальные культурные коды, нашу самобытность и передать ее в современном формате международной аудитории через секторы креативных индустрий.

Данияр Аманалиев: Креативная экономика, в принципе, размещает страны на карте

ФОТО: Илья Каримджанов

Ценность креативной экономики в том, что она создает предпосылки для прорывного роста. Так, если Иманбек из Аксу выигрывает Grammy, то весь мир узнает о его городе. Креативная экономика, в принципе, размещает страны на карте. Такие люди, как Димаш Кудайберген, Айсултан, ваши великие рэперы делают для популярности Казахстана в мире больше, чем миллионы, вкладываемые в формирование международного имиджа страны.

Экономика государства не только выигрывает от существования креативных предпринимателей, но и получает инновации. В нефтяной сфере такие прорывы практически невозможны, там все просчитано на 20 лет вперед и вы не можете в один день вдруг добыть нефти в десять раз больше. А в креативной экономике один клип завтра может стать в тысячу раз популярнее. Если хотя бы 1% общей экономики будет заниматься поиском такой креативной успешности, это даст шанс всем остальным секторам получить серьезный всплеск.

Деятельность человека сейчас сильно трансформируется: многое автоматизируется, немало профессий находится под угрозой исчезновения. С роботом и искусственным интеллектом человек может конкурировать только в сфере творчества. В итоге мы будем уходить из отраслей, где нас могут заменить машины, и все больше приходить в область креатива. И, возможно, через десять лет креативная экономика будет одним из островков, все еще доступных для человека.

Внешняя экспертиза British Council помогает нам развиваться эффективнее; теория, которую мы слышим на форумах, это чьи-то ошибки, которые мы можем не совершать. Мы находимся в новой кипучей креативной индустрии, в которой весь мир только учится работать, и это ставит нас наравне с другими странами.

Видео выступлений экспертов форума можно посмотреть на Youtube CCAN, материалы доступны в Telegram-канале CCAN.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить