Какой алкоголь предпочитают казахстанцы

90357

Несмотря на кризис в экономике и высокую конкуренцию, особенно в рамках ЕАЭС, казахстанские производители крепкого алкоголя продолжают активно работать на рынке

Всемирная организация здравоохранения ставит Казахстан на 34 место из 50 в европейском рейтинге потребления алкоголя на душу населения. По данным ВОЗ, каждый казахстанец в год выпивает почти 11 литров чистого алкоголя. В сравнении, например, с Молдавией (1 место) это немного – в этой стране с сильными традициями виноградарства население выпивает 17,4 литра чистого алкоголя. Однако в странах Ближнего Востока, где преобладает исламская культура, напротив, почти не пьют. Например, в Кувейте на душу населения приходится всего 100 граммов чистого алкоголя в год. Что касается соседей, то в России, по данным ВОЗ, потребляют 14,5 литра в пересчете на чистый спирт, в Таджикистане - 2,34, в Узбекистане – 4,8, в Туркменистане – 5,0, в Киргизии – 3,9. Как видим, Казахстан – этакий середнячок. В стране пьют примерно столько же, сколько на Украине (11,8) и в Новой Зеландии (11,2).

Если говорить о производстве алкоголя, то в последние годы наметилась любопытная тенденция: в стране растет производство вина и несколько сокращается производство крепких напитков и пива. Так, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, если в 2014 в Казахстане произвели 21 993 тыс. литров вина, то в 2015 уже 24 205 тыс. л. Пива в 2014 сварили 490 007 тыс. л, а в 2015 – 474 844 тыс. л. Коньяка разлили в 2014 – 6 491 тыс. л, в 2015 – 6 213 тыс. л. Водки в 2014 произвели 37 479 тыс. л, в 2015 – 33 237 тыс. л.

На первый взгляд может показаться, что эти цифры говорят о небольшом падении популярности крепкого алкоголя у казахстанцев. В какой-то степени это, конечно, так. Ведь, по словам председателя ассоциации «КазАлко» Амиржана Калиева, каждый год казахстанцы выпивают алкоголя на 5-6% меньше, чем в предыдущем. А за последние 10 лет употребление алкоголя сократилось на треть. Но, впрочем, не все так однозначно.

Во-первых, казахстанцы в принципе пьют меньше, независимо от напитков. Как видим производство пива – самого слабоалкогольного из напитков, включенных в статистику – тоже упало. А вино, которое в три раза крепче пива, производят больше.

Во-вторых, 2015 год, особенно вторая его половина, был экономически непростым, а в любой финансовый шторм многие люди – осознанно или на уровне подсознания – начинают экономить, отчего снижается покупательская способность. Правда, бытует мнение, что потребление алкоголя в кризис не падает, а порой даже растет, поскольку людям чаще испытывают потребность хотя бы на время отвлечься от трудностей. Впрочем, оставим этот вопрос социологам и психологам.

В-третьих, стоит учесть, что в последние годы значительно возрос темп интеграционных процессов Казахстана с Россией и другими странами в рамках ЕАЭС. Отмена таможенных пошлин с несколькими странами не могла не сказаться на росте импорта. Статистика это подтверждает: если в 2014 импорт водочной продукции в Казахстан был на уровне 1 875 тыс. л, то в 2015 он возрос до 2 106 тыс. л. Пока иностранные производители радуются росту продаж, казахстанские ликероводочные заводы сокращают экспорт: в 2014 они продали за рубеж 1 545 тыс. л водки, а в 2015 - всего 1 291 тыс. л.

Итоги 2016 года подводить еще рано, но предварительные расчеты по результатам 7 месяцев говорят, что производство алкогольных напитков по сравнению с прошлогодними показателями уже выросло: коньяка - на 17,2%, вина - на 8,3%, водки - на 3,6%, пива - на 2%.

Как видно из представленной выше статистики по объему производства и продажам (в литрах) в стране традиционно лидирует пиво, на втором месте – водка.

Вот сколько алкогольных напитков, по данным Комитета по статистике, отгрузили потребителям отечественные заводы за последние 4,5 года (данные по отгрузке несколько отличаются от цифр по производству).

 

2012

2013

2014

2015

I полугодие 2016

Пиво, кроме осадков и отходов пивоварения, тыс. литров

         460 213  

        455 782  

   468 645  

   452 579  

   301 132  

Водка, спирт питьевой с содержанием спирта по объему менее 45,4%, тыс. литров

          41 554  

         36 997  

     35 934  

     31 946  

     15 169  

Коньяк, тыс. литров

            3 546  

           3 947  

       4 608  

       4 808  

       2 242  

Вино виноградное натуральное, тыс. литров

            1 117  

           1 367  

          708  

       1 872  

          805  

Шампанское, тыс. литров

            1 322  

           1 218  

       1 032  

       1 512  

          377  

Ликеры, тыс. литров

               103  

                26  

            -    

            -    

            -    

ИТОГО, тыс. литров

         507 854  

        499 338  

   510 926  

   492 717  

   319 724  

Стоит отметить, что пиво в Казахстане лидирует лишь в объемах продаж. Что касается частоты покупок, то на первом месте – водка. То есть, водку покупают в меньших объемах (литрах), но чаще, чем пиво.

Агентство «Бэст Солюшен» в апреле-мае 2016 проводило опрос среди 8 200 респондентов в 41 городе Казахстана. Возраст опрашиваемых - 21-65 лет. Им был задан вопрос: если вы пьете алкогольные напитки, то какие именно? Что ответили казахстанцы, можно увидеть в следующей таблице. 

Если вы пьете алкогольные напитки, что именно?

Крупные города

Малые города/область

РК

Водка

39%

49%

44%

Пиво

19%

20%

20%

Вино

18%

12%

15%

Коньяк

12%

11%

11%

Виски

8%

4%

6%

Шампанское

2%

2%

2%

Коктейли

1%

0%

1%

Текила

0%

1%

1%

Самогон

0,3%

0,3%

0,3%

Ликер

0,2%

0,4%

0,3%

Ром

0,3%

0,0%

0,2%

Спирт

0,3%

0,0%

0,2%

Энергетик с алкоголем

0,2%

0,1%

0,1%

Джин

0,0%

0,2%

0,1%

Бренди

0,1%

0,0%

0,0%

 

100%

100%

100%

Также данные опроса свидетельствуют: 46% казахстанцев в возрасте 21-65 лет крайне редко употребляют алкоголь или не пьют вообще. 54% употребляют алкоголь регулярно. 21% пьют водку как основной алкогольный напиток, еще 10% употребляют этот напиток в качестве второго основного. Среди всех опрошенных мужчин 21-65 лет 64% постоянно употребляют водку, среди женщин - 41%. Таким образом, выпивающие люди в первую очередь отдают предпочтение водке.

Если говорить о производителях «беленькой», то на август 2016 они сосредоточены только в четырех областях Казахстана - Акмолинской, Актобинской, Алматинской и Северо-Казахстанской (ранее они работали в девяти областях). По данным Комитета по статистике, в 2014-2015 годах 15 казахстанских производителей выпускали 88 казахстанских марок водки. Лидером рынка является АО «Кокшетауские минеральные воды» (Asia Waters), которое выпускает бренд «Хаома». Компания с одной маркой доминирует на рынке, занимая долю: в 2014 – 43%, в 2015 - 36%, в январе-августе 2016 - 42%. То есть, фактически каждая третья казахстанская водка, продаваемая на рынке – «Хаома».

Вот как распределены доли на рынке (данные за 2015).

На втором месте с долей рынка в 2015 году в 22% - ТОО «Wimpex Геом». Правда, у этой компании портфель гораздо шире – в нем 8 марок водки: Finka, «Журавушка», «Славянка», Parliament, «Тайга», «Белая лошадь», «Великий Хан», «Жница». Таким образом, в среднем на каждый бренд этого производителя приходится 2,75% рынка. Остальные казахстанские марки водочной продукции занимают в среднем долю рынка меньше 1%.

 

Основные торговые марки

2014 г

2015 г

АО «Кокшетауские минеральные воды» (Asia Waters)

«Хаома»

43%

36%

ТОО «Wimpex Геом»

Finka, «Журавушка», «Славянка», Parliament, «Тайга», «Белая лошадь», «Великий Хан», «Жница»

20%

22%

ТОО «БН-А», ТОО БНА «Винзавод»

Polus, «Медовуха с перцем», Polus Premium, Capital Gold, «Кедровица», «Кураж»

3%

7%

ТОО «АК Росспищепром КЗ»

«Казахстан», «5 Континентов», «Чукотка», «Госзаказ», «Домбыра», «Беспармак», «Хрустальный графин», «Дастархан», «Пятый элемент», «Народная», «Граната», «Золотая фишка», «Канистра», «Винтажная», Big Ben, Respect, Original, «Спецрозлив Люкс»

6%

6%

ТОО «Maximus»

«Смирновъ», Sobranie, Centurion, Heaven, «Русский характер»

5%

6%

ТОО «Алтын Омир (ЗАО Арай)»

«Ледник», «Комбат», «Байтерек», «Чистое Озеро», «Омир»

2%

3%

ТОО «Food Distribution Company”

«Алтын-Алма», «Корчма», Семiз козы, Vivat Blue, «Улытау», «Кызыл орик»

2%

3%

ТОО «Алкопищепром КЗ»

Zero, «Будем», «Росстандар»т, «Алабай», «Бандероль», «Пятница», «Заначка», «Фишка», «Ручей»,  «Дедушкин запас»,  «Смачная»

2%

2%

ТОО «Лидер-2 КЗ»

«Хлебный край», Zolotoff, «Амбарная», «Чуток», «Фляжкинъ», Vodoffka, Antistress, «Русский стиль», «Лести»к, «Забавушка»

4%

2%

ТОО «БН Актобе»

Men,  Mustang, Va bank, «Арктик», «Шашу»

2%

1%

ТОО «ПЛВЗ (БН)»

«Старлей», Status, «Зубровка», «Кызылжар», «Водка на березовых бруньках», «Кыпчак», «Водка медовая с перцем», «Азия»

2%

0%

ТОО БНА «Винзавод Петропавловск»

«Хлебный сок», «Пшеничный сок», «Русская на березовых бруньках», Capital Black,

2%

3%

Что интересно, многие марки живут не так долго - 2-3 года. А когда начинается спад интереса потребителей, заводы вводят новые бренды, чтобы удержать продажи. К слову, лидер рынка, «Хаома», продается в Казахстане 19 лет. Вот как производители и продавцы комментируют устойчивость бренда на рынке.

- Я думаю, секрет лидерства бренда «Хаома» в тщательной разработке формулы, над которой работает целое научное подразделение компании. Кстати, «Хаома» пока первая и единственная казахстанская марка, вошедшая в мировой рейтинг лучшей алкогольной продукции мира The Millionaires’ Club, - говорит бренд-менеджер продукта Данияр Жикетов.

По словам советника по маркетингу директора по развитию коммерческой деятельности сети Magnum Cash&Carry Александры Ладной, среди различных марок бренд «Хаома» является одним из самых успешных в рейтинге продаж сети.

- Эта торговая марка уверенно входит в тройку лидеров потребительского спроса, несмотря на внушительную конкуренцию в данном сегменте товаров, причем спрос уверенно растет: после смены дизайна в 2016 прирост продаж продукта составил около 15%, - говорит г-жа Ладная.

В 2016 владелец бренда «Хаома», компания Asia Waters, произвела инновационное перевооружение производства, получила эко-сертификацию, модернизировала внешний вид продукции до уровня международных стандартов и выпустила эко-марку на минеральной воде, добытой в источнике в Акмолинской области.

Сколько же казахстанцам приходится платить за алкогольные напитки? Ответ на этот вопрос тоже есть у Комитета по статистике РК.

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Средневзвешенная розничная цена, 0,5 литр, тенге

      342  

      367  

         509  

         666  

         614  

         740  

     775  

Акциз на 0,5 л за 40% спирта, тенге

        50  

        80  

         100  

         100  

         200  

         240  

     276  

Минимально разрешенная розничная цена, за 0,5 л, тенге

      250  

      300  

         340  

         340  

         560  

         650  

     690  

Как видим, средняя цена алкоголя спустя год после девальвации 2015 года возросла не сильно – всего на 35 тенге за 0,5 л. И произошло, похоже, даже не из-за обесценивания тенге, а по причине роста акциза, который в 2016 поднялся на 36 тенге в расчете на 0,5 л за 40% спирта. Впрочем, все это – лишь «средняя температура по больнице». 

Если говорить о конкретных напитках, то, по подсчетам аналитического ресурса Energyprom.kz, во втором полугодии цены на водку стали расти. По отношению к аналогичному показателю 2015, за год цены на водку в розничных точках поднялись на 19,5% до 2032 тенге за литр.

К слову, за последние 6 лет акциз на алкоголь в Казахстане поднялся в 5,5 раз. И процесс этот, видимо, не будет замедляться. Так, Миннацэкономики поправками в налоговое законодательство сегодня предлагает увеличить ставки акциза на водку до 2 тыс. тенге за литр в 2017 (рост 45%), в 2018 – до 2275 тенге (рост 14%) и в 2019 – до 2550 тенге (рост 4%). Как рост цен повлияет на спрос, остается только догадываться. Но, скорее всего, произойдет то же, что было, например, с сигаретной продукцией: регулярных потребителей вряд ли серьезно удержит рост цен. 

Таким образом, судя по общей картине рынка, можно сделать вывод: казахстанцы из года в год пьют все меньше, но выбирают отечественный продукт, который по качеству не уступает импортному.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить