Какой алкоголь предпочитают казахстанцы
Несмотря на кризис в экономике и высокую конкуренцию, особенно в рамках ЕАЭС, казахстанские производители крепкого алкоголя продолжают активно работать на рынке
Всемирная организация здравоохранения ставит Казахстан на 34 место из 50 в европейском рейтинге потребления алкоголя на душу населения. По данным ВОЗ, каждый казахстанец в год выпивает почти 11 литров чистого алкоголя. В сравнении, например, с Молдавией (1 место) это немного – в этой стране с сильными традициями виноградарства население выпивает 17,4 литра чистого алкоголя. Однако в странах Ближнего Востока, где преобладает исламская культура, напротив, почти не пьют. Например, в Кувейте на душу населения приходится всего 100 граммов чистого алкоголя в год. Что касается соседей, то в России, по данным ВОЗ, потребляют 14,5 литра в пересчете на чистый спирт, в Таджикистане - 2,34, в Узбекистане – 4,8, в Туркменистане – 5,0, в Киргизии – 3,9. Как видим, Казахстан – этакий середнячок. В стране пьют примерно столько же, сколько на Украине (11,8) и в Новой Зеландии (11,2).
Как отразился кризис на ресторанном бизнесе Казахстана
Сильно ли сократился поток посетителей в ресторанах страны? От какой еды и ... →
Если говорить о производстве алкоголя, то в последние годы наметилась любопытная тенденция: в стране растет производство вина и несколько сокращается производство крепких напитков и пива. Так, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, если в 2014 в Казахстане произвели 21 993 тыс. литров вина, то в 2015 уже 24 205 тыс. л. Пива в 2014 сварили 490 007 тыс. л, а в 2015 – 474 844 тыс. л. Коньяка разлили в 2014 – 6 491 тыс. л, в 2015 – 6 213 тыс. л. Водки в 2014 произвели 37 479 тыс. л, в 2015 – 33 237 тыс. л.
На первый взгляд может показаться, что эти цифры говорят о небольшом падении популярности крепкого алкоголя у казахстанцев. В какой-то степени это, конечно, так. Ведь, по словам председателя ассоциации «КазАлко» Амиржана Калиева, каждый год казахстанцы выпивают алкоголя на 5-6% меньше, чем в предыдущем. А за последние 10 лет употребление алкоголя сократилось на треть. Но, впрочем, не все так однозначно.
Во-первых, казахстанцы в принципе пьют меньше, независимо от напитков. Как видим производство пива – самого слабоалкогольного из напитков, включенных в статистику – тоже упало. А вино, которое в три раза крепче пива, производят больше.
Во-вторых, 2015 год, особенно вторая его половина, был экономически непростым, а в любой финансовый шторм многие люди – осознанно или на уровне подсознания – начинают экономить, отчего снижается покупательская способность. Правда, бытует мнение, что потребление алкоголя в кризис не падает, а порой даже растет, поскольку людям чаще испытывают потребность хотя бы на время отвлечься от трудностей. Впрочем, оставим этот вопрос социологам и психологам.
Местные коньяк, водка и пиво значительно подорожали в Казахстане
Об этом свидетельствуют аналитические данные за 1 квартал 2016 →
В-третьих, стоит учесть, что в последние годы значительно возрос темп интеграционных процессов Казахстана с Россией и другими странами в рамках ЕАЭС. Отмена таможенных пошлин с несколькими странами не могла не сказаться на росте импорта. Статистика это подтверждает: если в 2014 импорт водочной продукции в Казахстан был на уровне 1 875 тыс. л, то в 2015 он возрос до 2 106 тыс. л. Пока иностранные производители радуются росту продаж, казахстанские ликероводочные заводы сокращают экспорт: в 2014 они продали за рубеж 1 545 тыс. л водки, а в 2015 - всего 1 291 тыс. л.
Итоги 2016 года подводить еще рано, но предварительные расчеты по результатам 7 месяцев говорят, что производство алкогольных напитков по сравнению с прошлогодними показателями уже выросло: коньяка - на 17,2%, вина - на 8,3%, водки - на 3,6%, пива - на 2%.
Как видно из представленной выше статистики по объему производства и продажам (в литрах) в стране традиционно лидирует пиво, на втором месте – водка.
Вот сколько алкогольных напитков, по данным Комитета по статистике, отгрузили потребителям отечественные заводы за последние 4,5 года (данные по отгрузке несколько отличаются от цифр по производству).
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
I полугодие 2016 |
|
Пиво, кроме осадков и отходов пивоварения, тыс. литров |
460 213 |
455 782 |
468 645 |
452 579 |
301 132 |
Водка, спирт питьевой с содержанием спирта по объему менее 45,4%, тыс. литров |
41 554 |
36 997 |
35 934 |
31 946 |
15 169 |
Коньяк, тыс. литров |
3 546 |
3 947 |
4 608 |
4 808 |
2 242 |
Вино виноградное натуральное, тыс. литров |
1 117 |
1 367 |
708 |
1 872 |
805 |
Шампанское, тыс. литров |
1 322 |
1 218 |
1 032 |
1 512 |
377 |
Ликеры, тыс. литров |
103 |
26 |
- |
- |
- |
ИТОГО, тыс. литров |
507 854 |
499 338 |
510 926 |
492 717 |
319 724 |
Стоит отметить, что пиво в Казахстане лидирует лишь в объемах продаж. Что касается частоты покупок, то на первом месте – водка. То есть, водку покупают в меньших объемах (литрах), но чаще, чем пиво.
Агентство «Бэст Солюшен» в апреле-мае 2016 проводило опрос среди 8 200 респондентов в 41 городе Казахстана. Возраст опрашиваемых - 21-65 лет. Им был задан вопрос: если вы пьете алкогольные напитки, то какие именно? Что ответили казахстанцы, можно увидеть в следующей таблице.
Если вы пьете алкогольные напитки, что именно? |
Крупные города |
Малые города/область |
РК |
Водка |
39% |
49% |
44% |
Пиво |
19% |
20% |
20% |
Вино |
18% |
12% |
15% |
Коньяк |
12% |
11% |
11% |
Виски |
8% |
4% |
6% |
Шампанское |
2% |
2% |
2% |
Коктейли |
1% |
0% |
1% |
Текила |
0% |
1% |
1% |
Самогон |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
Ликер |
0,2% |
0,4% |
0,3% |
Ром |
0,3% |
0,0% |
0,2% |
Спирт |
0,3% |
0,0% |
0,2% |
Энергетик с алкоголем |
0,2% |
0,1% |
0,1% |
Джин |
0,0% |
0,2% |
0,1% |
Бренди |
0,1% |
0,0% |
0,0% |
100% |
100% |
100% |
Также данные опроса свидетельствуют: 46% казахстанцев в возрасте 21-65 лет крайне редко употребляют алкоголь или не пьют вообще. 54% употребляют алкоголь регулярно. 21% пьют водку как основной алкогольный напиток, еще 10% употребляют этот напиток в качестве второго основного. Среди всех опрошенных мужчин 21-65 лет 64% постоянно употребляют водку, среди женщин - 41%. Таким образом, выпивающие люди в первую очередь отдают предпочтение водке.
Если говорить о производителях «беленькой», то на август 2016 они сосредоточены только в четырех областях Казахстана - Акмолинской, Актобинской, Алматинской и Северо-Казахстанской (ранее они работали в девяти областях). По данным Комитета по статистике, в 2014-2015 годах 15 казахстанских производителей выпускали 88 казахстанских марок водки. Лидером рынка является АО «Кокшетауские минеральные воды» (Asia Waters), которое выпускает бренд «Хаома». Компания с одной маркой доминирует на рынке, занимая долю: в 2014 – 43%, в 2015 - 36%, в январе-августе 2016 - 42%. То есть, фактически каждая третья казахстанская водка, продаваемая на рынке – «Хаома».
Вот как распределены доли на рынке (данные за 2015).
На втором месте с долей рынка в 2015 году в 22% - ТОО «Wimpex Геом». Правда, у этой компании портфель гораздо шире – в нем 8 марок водки: Finka, «Журавушка», «Славянка», Parliament, «Тайга», «Белая лошадь», «Великий Хан», «Жница». Таким образом, в среднем на каждый бренд этого производителя приходится 2,75% рынка. Остальные казахстанские марки водочной продукции занимают в среднем долю рынка меньше 1%.
Основные торговые марки |
2014 г |
2015 г |
|
АО «Кокшетауские минеральные воды» (Asia Waters) |
«Хаома» |
43% |
36% |
ТОО «Wimpex Геом» |
Finka, «Журавушка», «Славянка», Parliament, «Тайга», «Белая лошадь», «Великий Хан», «Жница» |
20% |
22% |
ТОО «БН-А», ТОО БНА «Винзавод» |
Polus, «Медовуха с перцем», Polus Premium, Capital Gold, «Кедровица», «Кураж» |
3% |
7% |
ТОО «АК Росспищепром КЗ» |
«Казахстан», «5 Континентов», «Чукотка», «Госзаказ», «Домбыра», «Беспармак», «Хрустальный графин», «Дастархан», «Пятый элемент», «Народная», «Граната», «Золотая фишка», «Канистра», «Винтажная», Big Ben, Respect, Original, «Спецрозлив Люкс» |
6% |
6% |
ТОО «Maximus» |
«Смирновъ», Sobranie, Centurion, Heaven, «Русский характер» |
5% |
6% |
ТОО «Алтын Омир (ЗАО Арай)» |
«Ледник», «Комбат», «Байтерек», «Чистое Озеро», «Омир» |
2% |
3% |
ТОО «Food Distribution Company” |
«Алтын-Алма», «Корчма», Семiз козы, Vivat Blue, «Улытау», «Кызыл орик» |
2% |
3% |
ТОО «Алкопищепром КЗ» |
Zero, «Будем», «Росстандар»т, «Алабай», «Бандероль», «Пятница», «Заначка», «Фишка», «Ручей», «Дедушкин запас», «Смачная» |
2% |
2% |
ТОО «Лидер-2 КЗ» |
«Хлебный край», Zolotoff, «Амбарная», «Чуток», «Фляжкинъ», Vodoffka, Antistress, «Русский стиль», «Лести»к, «Забавушка» |
4% |
2% |
ТОО «БН Актобе» |
Men, Mustang, Va bank, «Арктик», «Шашу» |
2% |
1% |
ТОО «ПЛВЗ (БН)» |
«Старлей», Status, «Зубровка», «Кызылжар», «Водка на березовых бруньках», «Кыпчак», «Водка медовая с перцем», «Азия» |
2% |
0% |
ТОО БНА «Винзавод Петропавловск» |
«Хлебный сок», «Пшеничный сок», «Русская на березовых бруньках», Capital Black, |
2% |
3% |
Что интересно, многие марки живут не так долго - 2-3 года. А когда начинается спад интереса потребителей, заводы вводят новые бренды, чтобы удержать продажи. К слову, лидер рынка, «Хаома», продается в Казахстане 19 лет. Вот как производители и продавцы комментируют устойчивость бренда на рынке.
- Я думаю, секрет лидерства бренда «Хаома» в тщательной разработке формулы, над которой работает целое научное подразделение компании. Кстати, «Хаома» пока первая и единственная казахстанская марка, вошедшая в мировой рейтинг лучшей алкогольной продукции мира The Millionaires’ Club, - говорит бренд-менеджер продукта Данияр Жикетов.
В Казахстане резко выросло производство коньяка и вина
Об этом сообщила аналитическая служба Energyprom.kz в четверг, 24 марта →
По словам советника по маркетингу директора по развитию коммерческой деятельности сети Magnum Cash&Carry Александры Ладной, среди различных марок бренд «Хаома» является одним из самых успешных в рейтинге продаж сети.
- Эта торговая марка уверенно входит в тройку лидеров потребительского спроса, несмотря на внушительную конкуренцию в данном сегменте товаров, причем спрос уверенно растет: после смены дизайна в 2016 прирост продаж продукта составил около 15%, - говорит г-жа Ладная.
В 2016 владелец бренда «Хаома», компания Asia Waters, произвела инновационное перевооружение производства, получила эко-сертификацию, модернизировала внешний вид продукции до уровня международных стандартов и выпустила эко-марку на минеральной воде, добытой в источнике в Акмолинской области.
Сколько же казахстанцам приходится платить за алкогольные напитки? Ответ на этот вопрос тоже есть у Комитета по статистике РК.
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Средневзвешенная розничная цена, 0,5 литр, тенге |
342 |
367 |
509 |
666 |
614 |
740 |
775 |
Акциз на 0,5 л за 40% спирта, тенге |
50 |
80 |
100 |
100 |
200 |
240 |
276 |
Минимально разрешенная розничная цена, за 0,5 л, тенге |
250 |
300 |
340 |
340 |
560 |
650 |
690 |
Как видим, средняя цена алкоголя спустя год после девальвации 2015 года возросла не сильно – всего на 35 тенге за 0,5 л. И произошло, похоже, даже не из-за обесценивания тенге, а по причине роста акциза, который в 2016 поднялся на 36 тенге в расчете на 0,5 л за 40% спирта. Впрочем, все это – лишь «средняя температура по больнице».
Если говорить о конкретных напитках, то, по подсчетам аналитического ресурса Energyprom.kz, во втором полугодии цены на водку стали расти. По отношению к аналогичному показателю 2015, за год цены на водку в розничных точках поднялись на 19,5% до 2032 тенге за литр.
К слову, за последние 6 лет акциз на алкоголь в Казахстане поднялся в 5,5 раз. И процесс этот, видимо, не будет замедляться. Так, Миннацэкономики поправками в налоговое законодательство сегодня предлагает увеличить ставки акциза на водку до 2 тыс. тенге за литр в 2017 (рост 45%), в 2018 – до 2275 тенге (рост 14%) и в 2019 – до 2550 тенге (рост 4%). Как рост цен повлияет на спрос, остается только догадываться. Но, скорее всего, произойдет то же, что было, например, с сигаретной продукцией: регулярных потребителей вряд ли серьезно удержит рост цен.
Таким образом, судя по общей картине рынка, можно сделать вывод: казахстанцы из года в год пьют все меньше, но выбирают отечественный продукт, который по качеству не уступает импортному.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram