Что означает отставка Марата Тажина с поста госсекретаря РК

61749

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков: «Кадровое перемещение Марата Тажина с должности госсекретаря является индикатором усиливающейся внутриэлитной борьбы за глаза и уши президента»

Фото: azattyq.org
Марат Тажин.

Действительно, довольно странным выглядит уход Марата Тажина с поста, который он получил лишь год тому назад.

Четыре всадника

В казахстанском бюрократическом аппарате существуют разные должности. Но условно их можно разделить на четыре категории.

Первые создаются по причине функциональной необходимости.

Другие - как, например, уполномоченный по правам человека - с имиджевой точки зрения.

Третьи, наподобие ответственных секретарей в министерствах, - как результат очередного эксперимента в рамках бесконечных административных реформ.

А четвертые появляются как итог внутриэлитной конкуренции за доступ к телу. Именно к этой должности относится позиция государственного секретаря, которую покинул Марат Тажин. Кстати, незадолго до этого пост председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета руководителя оставил Аслан Мусин. Но единственное, что может объединять эти две кадровые рокировки, - так это то, что их участники родом из Актюбинской области.

Те же яйца. Только в профиль

Если внимательно прочитать указ президента РК от 13 августа 2007 о статусе и полномочиях государственного секретаря, то видно, что эта бюрократическая позиция изначально дублировала деятельности администрации президента. Кстати, косвенно это подтвердилось и тем фактом, что нынешний руководитель АП Карим Масимов временно стал исполняющим обязанности государственного секретаря. То есть получается, что эти две должности - те же яйца, только в профиль. Ведь госсекретарь, согласно этому указу, не только должен был осуществлять свою деятельность под непосредственным руководством президента РК, но также был подотчетен лично главе государства. Более того, в функцию госсекретаря входили полномочия по выработке предложений для руководства Казахстана по основным направлениям внутренней и внешней политики страны. В свою очередь, одним из основных направлений деятельности секретариата государственного секретаря является информационно-аналитическое обеспечение его деятельности  по важнейшим событиям в стране и в мире. Весь фокус в том, что от конкретного руководителя на этой должности зависело, будет ли он ее использовать как церемониальную, возглавляя разного рода комиссии или как политическую, пытаясь влиять на принятие государственных решений.

В конечном счете, Марат Тажин вполне неплохо подходил под аналитические обязанности госсекретаря, учитывая то, что в окружении главы государства он всегда играл роль некоего «мозгового центра», более или менее равноудаленного от вечно конфликтующих внутриэлитных группировок. В любом случае, наличие двух «мозговых центров» в президентском окружении, чьи функции изначально дублировали друг друга, скорее всего, не могли не создать благоприятную почву для конкуренции.

Интересно отметить, что, получив должность госсекретаря в январе 2013, Марат Тажин тут же решил взять быка за рога и выжать максимум из своих значительных функциональных обязанностей, сделав несколько громких заявлений. В частности - по поводу провальной государственной информационной политики. Но эту информационную политику курирует как раз администрация президента, которая, с приходом Карима Масимова, стремительно стала перетягивать на себя все контролирующие функции не только в политико-идеологической или правовой сферах, но и в экономическом сегменте. По крайней мере, прошлогоднюю массированную критику деятельности премьер-министра Серика Ахметова и всего правительства со стороны официальных СМИ некоторые эксперты также расценили как целенаправленный удар из АП.

Возможно, первым тревожным звонком для Тажина стала критика президента в его адрес, которая прозвучала на расширенном заседании правительства в октябре 2013. Именно после этого заседания по премьеру и правительству прокатился каток осуждения. Но причина наезда на госсекретаря была связана с написанием нового учебника по истории страны, который Тажин не раз анонсировал и хвалил. И вдруг из уст президента прозвучало: «Я поручил государственному секретарю подумать о том, чтобы создать канонический учебник по истории страны. Марат Муханбетказиевич превратил это в полный «базар» вселенский, собрал кучу людей… История пишется, как конституция, профессионалами, которым надо помогать фактами, средствами, и потом обсуждается тоже профессионалами. А мы во что это превратили? То есть, получилось задание на тему: «Давайте поговорим об истории опять»».

Но в этой истории был главный вопрос: «Кто навел главу государства на мысль о том, что идеологическая работа в данном направлении была провалена?». Ведь в этом учебнике, судя по всему, существенное место должно было быть уделено нынешнему руководству страны. И за право быть авторами этого «канонического труда» явно разгорелась нешуточная конкуренция.

В конечном счете, я полагаю, Марат Тажин - как верный солдат системы - в системе и останется. Вопрос только – на каком месте.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить