Казнет как госзаказник

20887

ОФ «Правовой медиацентр» в очередной раз опубликовал список СМИ, которые получают многомиллионные государственные заказы. В этот раз фонд, который возглавляет Диана Окремова, представил общественности данные по самым большим госбюджетам, размещенным в казахстанском интернет-пространстве за 2014

Фото: Андрей Лунин
Диана Окремова.

От щедрот

«Правовой медиацентр» регулярно представляет общественности данные по размещению госзаказа в масс-медиа. В частности, в прошлом году фонд проводил анализ траты бюджетных миллиардов в государственных СМИ.

В этот раз медиацентр провел исследование по вложениям государства в Казнет. Поскольку госзаказ размещается из разных источников, данные, по словам сотрудников фонда, приходилось собирать по крупицам, исследуя результаты многочисленных республиканских и областных тендеров, изучая отчеты госорганов и компаний. Также медиацентр направил множество официальных запросов в министерства и акиматы.

Итак, по данным фонда, рейтинг главных получателей госзаказа среди интернет-компаний в 2014 выглядит следующим образом:

- АО «Казконтент» - 1 345 969 747 тенге,

- информационное агентство «Казинформ» - 639 664 462 тенге,

- информационное агентство КазТАГ - 83 214 129 тенге,

- «Компания ЮрИнфо» (Zakon.kz) - 49 120 018 тенге,

- блог-платформа Yvision.kz - 23 999 999 тенге,

- ОФ «Фонд развития казахского Интернет-пространства Абай-информ» (Abai.kz) - 16 928 572 тенге,

- информационное агентство «Интерфакс-Казахстан» - 11 973 835 тенге,

- ОЮЛ «Казахстанская ассоциация интернет-развития и ресурсов» - 8 125 000 тенге.

Великолепная восьмёрка

Как видим, львиная доля госзаказа и Сети – более 1,3 млрд тенге – приходится на компанию «Казконтент». На сайте этого АО сказано, что оно – «один из крупнейших игроков в сфере интернет и медиа в Казахстане».

Абзал Кабдыгалиев.

Сегодня «Казконтент» занимается сопровождением 8 сетевых проектов, часть которых, прямо скажем, не страдают от переизбытка посетителей. Это - Strategy2050.kz, Primeminister.kz (245 место в рейтинге посещаемости сайтов Казнета Zero.kz), информационные агентства: Bnews.kz (26 место), Baq.kz (74 место), Kaztube.kz (28 место), E-history.kz (153 место), El.kz (123 место) и литературный портал Adebiportal.kz (387 место).

Отметим, что председателем совета директоров АО «Казконтент» является директор «Службы центральных коммуникаций» при президенте РК Ержан Бабакумаров. Обозреватель Forbes.kz обратился к заместителю председателя правления «Казконтента» по интернет-проектам Абзалу Кабдыгалиеву с просьбой рассказать, на что был получен и на что тратится столь солидный объем госсредств. В ответ нас попросили направить свои вопросы письменно. На момент публикации Forbes.kz не получил ответ.

Как не стать миллионером

А вот заместитель генерального директора информагентства КазТАГ Асет Матаев любезно согласился ответить на вопросы Forbes.kz.

- Да, мы получаем деньги по госзаказу, но сумма, которую медиацентр опубликовал, абсолютно неверная, - заявил Матаев. - И по другим СМИ, кстати, неверная информация.

FА какая сумма верная?

- Думаю, это - коммерческая тайна, не все захотят, чтобы о ней знали.

FВам не кажется, что налогоплательщики, чьи деньги тратятся, имеют право быть в курсе?

- Вы правы, они имеют право знать. Выделенная сумма как минимум в два раза меньше заявленной центром. (Позже, по просьбе Forbes.kz, сотрудники медиацентра перепроверили сумму госзаказа, размещенного в КазТАГ, и заверили: всё верно, они не ошибаются. – F). По госзаказу мы публикуем материалы по проведению информационной политики государства. Например, о 550-летии Казахского ханства, о 20-летии Ассамблеи народа Казахстана и т.д. Кстати, в этом году бюджеты госзаказа сокращены чуть ли не в два-три раза. Некоторые суммы, которые мы выигрываем [на тендерах] по областям, составляют 900 тыс. тенге на целый год. Но мы все равно участвуем в тендерах. СМИ - это не тот бизнес, где можно стать миллионером. Это деньги просто нужны, чтобы платить журналистам достойную зарплату.

FНовости в рамках госзаказа у вас распространяются бесплатно или только для платных подписчиков?

- На казахском и английском языках информация открыта, на русском языке - частично. Какие-то новости мы публикуем в соцсетях. Думаю, мы не нарушаем закон тем, что частично закрываем для бесплатного просмотра информацию на русском, поскольку таких условий никто не указывал в договорах.

FСколько стоит подписка на новости КазТАГ?

- 60 тыс. тенге в месяц. Для госорганизаций – дешевле.

Оксана Суставова.

«Мы – казахстанцы!»

Генеральный директор ИА "Интерфакс-Казахстан" Оксана Суставова тоже посчитала нужным высказаться.

- В 2014 мы как казахстанское СМИ участвовали в конкурсах по проведению государственной информационной политики в СМИ, - говорит Суставова. - Это - освещение основных социально-политических и экономических событий в Карагандинской и Павлодарской областях. Наши корреспонденты, в данном случае внештатные, активно работают с пресс-службами госорганов, в том числе с акиматами, пишут новостные материалы, которые мы выпускаем в наших лентах и распространяем среди наших подписчиков. Если вы хотите посмотреть эти материалы, то на нашем сайте вы увидите два баннера. По ним размещены все материалы, включая архив.

А полученные деньги мы тратим на поддержание рабочих мест, на своевременную выплату налогов и т.д.

FЭти новости доступны только для платных подписчиков или для бесплатного просмотра?

- Да, наше агентство работает на платных условиях. Но  часть информации мы каждый день открываем на сайте в рубрике «Новости дня».  И в том числе новости, которые идут в рамках двух конкурсов, выигранных нашим СМИ. Они находятся в открытом доступе в полном объеме.

FВаша материнская компания – российская. Справедливо ли, что «дочка» зарубежного информационного агентства получает казахстанский госзаказ?

- Если бы мы не подходили по каким-либо требованиям к участию в конкурсах, объявляемых госорганами, нас никогда бы не допустили к участию. Мы - СМИ, являющееся юридическим лицом Республики Казахстан, у нас абсолютно все сотрудники, без исключения, являются гражданами РК. Мы платим все налоги, само собой, зарплаты. В Казахстане мы работаем с 1996. И наша цель и приоритет – освещение событий нашей страны, где мы живем и работаем.

FСколько стоит платная подписка «Интерфакс-Казахстан»?

- Я не имею возможности озвучить эти цифры. У нас есть определенный ценовой коридор, в рамках которого мы продаем наши услуги. И их стоимость зависит от очень многих факторов. Я бы не хотела называть цифры, чтобы у наших клиентов не возникли вопросы.

Айдос Сарым.

Средства тратятся на цели

Вице-президенту фонда «Абай-информ» (Abai.kz) Айдосу Сарыму тоже нечего было скрывать.

- Деньги по контракту выделяются на освещение вопросов истории и культуры. Нас читают среди интеллигентов и студенческой молодежи, - заявил Сарым.

Главный редактор портала Zakon.kz (ТОО «Компания ЮрИнфо») Инна Рудакова попросила прислать вопросы письменно, и через несколько часов вот так ответила за полученные от налогоплательщиков 49 млн тенге: «ТОО «Компания ЮрИнфо» участвует в различных конкурсах и тендерах. Все полученные средства тратятся и будут потрачены на цели, указанные в соответствующих конкурсных документах».

Азамат Омаров.

Президент Казахстанской ассоциации интернет-развития и ресурсов Азамат Омаров не посчитал нужным разъяснять, на что потрачены выделенные государством 8 млн тенге. Что любопытно, у Ассоциации интернет-развития даже нет собственного работающего веб-сайта (?! - F).

Руководство Yvision.kz также запросило вопросы письменно, но на момент публикации Forbes.kz не располагал ответами блог-платформы.

Как купить спокойствие

Директор Правового медиа-центра Диана Окремова комментирует результаты своего исследования.

FДиана, на госзаказ в Казнете в 2014 было потрачено более 2,2 млрд тенге. Насколько эффективны эти траты?

- Финансирование интернета государством - наверное, закономерное явление. Поскольку сетевые ресурсы признаны средствами массовой информации, государство переносит часть своего влияния и контроля в интернет. На мой взгляд, госзаказ – это чистой воды пропаганда.

Считаю, в большинстве случаев эти траты неэффективны и бессмысленны. Деньги выделяются огромные, но никто не измеряет отдачу. И сами госорганы признаются в том, что системы оценки исполнения не существует.

FЕще можно понять, когда деньги выделяются государственному агентству Казинформ: там большой штат сотрудников, новости публикуются на нескольких языках и всегда бесплатно доступны читателям и другим СМИ. Но рассмотрим, например, блог-платформу Yvision. Она позиционируется как своеобразный казахстанский Гайд-парк, где высказывают различные мнения сотни людей. На этом ресурсе немало рекламы, и он находится в топе рейтингов посещаемости. Зачем государству давать деньги им?

- Наши чиновники всегда говорят о том, что государство, выделяя финансирование, преследует благую цель – поддерживает развитие медиарынка и интернета. Конечно, какие-то меры поддержки интернета нужны. Но, на мой взгляд, они должны быть сугубо техническими. Например, деньги стоит вкладывать в развитие электронного правительства, в онлайн-обучение, в помощь в переходе печатных изданий в онлайн, в поддержку казахскоязычной прессы. Но когда деньги вкладываются в контент и в попытку купить лояльность, я считаю, это совершенно ненормально.

В самой системе финансирования нет комплексного подхода и понимания, чего мы хотим получить на выходе. На мой взгляд, это происходит по инерции, еще с советских времен, когда нужно было поддерживать пропаганду. Та же ситуация в России и на Украине заставляет наших чиновников через госзаказ поддерживать спокойствие в обществе.

Вне конкуренции

FСправедливо ли выделение госзаказа частным сетевым ресурсам, которые, кроме того, еще и зарабатывают сами?

- Действительно, рынок становится неконкурентоспособным. Однажды кто-то сказал, что в Казахстане нет рынка СМИ, а есть рынок госзаказа. Эти деньги легко получить, и за них не надо тщательно отчитываться.

Качество – тоже большая проблема материалов, написанных для госзаказа. Финансирование часто выдается в конце года, и его надо срочно отработать за короткий период времени большим количеством материалов. Вот журналисты зачастую и подгоняют под заказ всё подряд. Многие из этих публикаций - буквально ни о чем.

FВам не кажется, что публикации, написанные в рамках госзаказа, должны обозначаться специальным значком?

- Мы несколько раз советовали это сделать парламенту и правительству. Когда будет видно, что материал проплачен из бюджета, это будет дисциплинировать СМИ, многие перестанут выдавать по разряду госзаказа нечитаемые тексты.

Также одна из ключевых наших рекомендаций - ввести систему оценки выполнения госзаказа. Еще мы предлагали сделать процесс получения бюджетных денег прозрачным, позволить общественности участвовать в процессе формирования лотов. Сегодня же они формируются закрыто в недрах министерств и акиматов.

P.S. Forbes.kz не получает финансирование в рамках госзаказа и не претендует на него, проект является прибыльным.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить