На жесткость регулятора банки ответили новыми технологиями

15624

Финансовый аналитик Тулеген Аскаров: «После того, как Нацбанк по поручению руководства страны ужесточил нормативные требования в сфере потребительского кредитования, а премьер Карим Масимов напророчил депутатам, что уже через 10-летие платежные карточки станут «рудиментом прошлого» и уступят место сотовым телефонам, ведущим банкам ничего не оставалось, как взять под козырек и заодно - с места в карьер»

Фото: finance.bigmir.net

Как показали события минувшей весны, роль и влияние информационных технологий в Казахстане настолько возросли, что в течение нескольких дней SMS-атаки банки теряют десятки миллиардов тенге. Ну, а на днях у банкиров как раз появился прекрасный информационный повод для встречи с «акулами пера» - наш профессиональный праздник, который они и использовали сполна. С пользой для себя и приглашенных.

Казком уходит в online

Первым «отстрелялся» в минувшую среду Казкоммерцбанк в отеле Ritz-Carlton, Almaty, где председатель правления подконтрольного ему БТА Банка Магжан Ауэзов и управляющий директор Нурлан Жагипаров возвестили о слиянии сети банкоматов этих двух участников рынка и запуске системы бесконтактных платежей с помощью сотовых телефонов совместно с международной платежной системой MasterCard (об этом Forbes.kz уже писал). Интригу встрече придало присутствие на ней Ермека Шамуратова, считающегося ведущим специалистом Казахстана в сфере прорывных информационно-телекоммуникационных технологий. Он работал управляющим директором Казкоммерцбанка, где курировал сектор информационных технологий, инновационных проектов и карточных продуктов, а ранее – заместителем председателем правления Народного банка Казахстана, где также курировал эту сферу. На встрече с журналистами он присутствовал в качестве инвестора в проект Crystal Spring, но сам выступать не стал, а его презентацию озвучил представитель этой компании.

В итоге презентации Казкоммерцбанка выяснилось, что в результате слияния сети банкоматов с БТА Банком объединенная система включает 2208 таких устройств, а это позволяет обойти на рынке прежнего лидера – Народный банк Казахстана. Кстати, практически одновременно стало известно о том, что группа сотрудников последнего, работавших в Мангистауском областном филиале, была осуждена на различные сроки лишения свободы по обвинению о хищении денег из банкоматов на сумму почти в 1 млрд. тенге! Экономия же на возросшем масштабе за счет отмены дополнительной комиссии при снятии наличных в банкоматах клиентами Казкома в сети БТА Банка и наоборот составит свыше 100 тенге за одну транзакцию, а в целом – до 11 млрд тенге, как пояснил г-н Ауэзов. Он же напомнил, что держателей карт у Казкоммерцбанка примерно 1,3 млн, а у БТА Банка – 1 млн.

Г-н Жагипаров представил возможности системы интернет-банкинга Homebank.kz, число пользователей которой достигло 510 тыс. человек, и заодно поздравил присутствовавшего в зале 500-тысячного ее пользователя. В географическом плане системой пользуются в 103 странах из почти 900 городов, причем первые места по активности занимают Казахстан, Великобритания, Россия и США. Оценка уровня сервиса ее пользователями высока – 4,7 баллов по 5-балльной шкале Google Play. Для сравнения: у Сбербанка России на момент встречи оказалось 3,7, Альфа-Банка – 4,2, Народного банка Казахстана – 3,5, ВТБ 24 – 4,1.

А из приглашенных журналистов запустил систему бесконтактных платежей, интегрируемую во все модели мобильных телефонов, поддерживающих стандарт NFC, главный редактор портала Forbes.kz Вадим Борейко. Более 500 терминалов для приема таких платежей установлены в супермаркетах, ресторанах и прочих предприятиях торговли и сервиса в Алматы, Астане и других крупных городах. Их принимают такие известные сети как Small, Рамстор, Interfood, KinoPark, Essentai Gourmet, KFC, Burger King. Судя по презентации г-на Жагипарова и Crystal Spring, прогноз премьер-министра довольно близок к реальности, поскольку технология Host Card Emulation, обеспечивающая программную эмуляцию карточек на гаджетах, не только позволяет отказаться от самих карт, но и от POS-терминалов, да и от связи с конкретным банком тоже.

Симметричный ответ kaspi bank

Для своей презентации, прошедшей в четверг, в Kaspi Bank почему-то решили выбрать… консерваторию. Интригу ей придало одеяние председателя правления Михаила Ломтадзе, выбравшего для себя на вечер черный цвет одежды свободного покроя и красные кеды с белыми шнурками. Другая интрига состояла в том, что, по утверждению г-на Ломтадзе, число пользователей портала kaspi.kz составило 500 тыс. человек, то есть столько же, сколько у Homebank.kz, работающего на рынке гораздо дольше. Это обстоятельство вызвало оживленную дискуссию в социальной сети Facebook между экспертами в этой сфере. Александр  Ляхов, известный в Интернете как «Дядюшка Шал», напомнил, что первая версия kaspi.kz была запущена в середине 2012, и по этой причине назвал быстрый прирост числа пользователей портала «очень сомнительным». Добиться же такой динамики можно, по его мнению, «если только всех клиентов автоматом регистрировать». Он напомнил также следующее: «Это тот же приём, что использовал в своё время Народный, который в доходы интернет-банкинга включал офлайновые, по сути, доходы интернет-киосков». По мнению других участников дискуссии, к пользователям kaspi.kz могут добавляться банком и клиенты его сети терминалов-киосков, либо использующие SMS-банкинг. Резюмировал же дискуссию г-н Шамуратов, подчеркнувший, что «конкуренция - это хорошо» и «работать надо лучше, а не искать соринки у товарищей по рынку».

Вернемся к презентации обновленного портала kaspi.kz версии 2.0. В Kaspi Bank обещают, что любой житель страны может оплатить свои счета за коммунальные услуги, сотовую связь и другие сервисы без комиссий, причем используя карточки других банков. По подсчетам г-на Ломтадзе, это позволит казахстанцам сэкономить в год более 120 млн часов, потраченных на стояние в очередях для оплаты счетов. Стоит заметить, что банки при обработке квитанций взимают немалые и постоянно растущие комиссионные, поэтому вполне очевидно, что Kaspi Bank намерен отобрать у конкурентов вполне ощутимую часть доходов в этом сегменте платежного рынка. Сами же «каспийцы», отказавшиеся от комиссий, будут зарабатывать за счет поставщиков услуг. Кроме того, поскольку для регистрации в kaspi.kz нужно указывать номер своего мобильного телефона, то в банке получают возможность постоянно пополнять и использовать базу соответствующих данных для телефонного маркетинга с целью привлечения вкладчиков и заемщиков, либо прямых продаж товаров разных поставщиков. На это указывает наличие в меню kaspi.kz разделов «Косметика», «Купоны» и «Другое».

Чем ответят на высокотехнологичный вызов Казкоммерцбанка и Kaspi Bank их конкуренты, мы скорее всего узнаем в ближайшее время. Пока же, как указывают эксперты, отечественным банкам все еще не под силу обеспечить всех предпринимателей POS-терминалами либо другими устройствами для приема безналичных платежей, как этого требует законодательство. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить