О возвращениях: от Терминатора до Трампа

Вышел в свет февральский номер журнала Forbes Kazakhstan. По традиции новый выпуск издания представляет главный редактор

Рашид Дюсембаев
Рашид Дюсембаев
Фото: © Андрей Лунин

I’ll be back — это одна из самых известных фраз в мировом кинематографе, сказанная андроидом модели Т-800 в первом «Терминаторе» еще в 1984 году. В своем слове редактора за октябрь 2013 года — это был мой последний номер журнала Forbes Kazakhstan перед уходом — я писал, что подаюсь в стартаперы. И ушел. К тому времени Терминатор возвращался в новые сиквелы уже несколько раз и постоянно говорил: «албибек». И мне бы надо было так написать. Но я вернулся и без крылатых фраз. И это мое первое слово редактора после почти 11-летнего перерыва в медиа.

Но не только я вернулся в прежнее кресло. Самое громкое это, конечно же, возвращение Дональда Трампа. Новый старый президент США использует ту же самую MAGA. Если пере­фразировать в духе времени, то я убрал бы great again (слишком напыщенно) и сказал бы так: Make Forbes Kazakhstan even greater.

обложка 162
Обложка: © Андрей Лунин; фотостудия Tulpan Berlin

В этом номере мы подготовили для вас актуальные темы. Это и целый блок об инвестициях. Например, о новом казахстанском фонде для инвестиций в кино. Если вы хотели попробовать вложить деньги в кино, то теперь это можно сделать цивилизованно и не надо самому искать режиссеров и продюсеров.

Или статья о венчурной зиме, которая в то же время и весна возможностей. Чтобы эту зиму перевести в весну, надо приложить много дополнительных усилий. Вот, в частности, венчурным инвесторам теперь надо иметь разные стратегии на нескольких рынках, потому что глобальный рынок уже не такой глобальный.

Тему создания нашим правительством венчурного фонда фондов на 1 млрд долларов пока не стали поднимать: слишком мало ясности по деталям. Но лично я бы целый миллиард лучше отправил в целевой фонд для цифровизации водного хозяйства и развития водосберегающих технологий. Вопрос воды важнее, и на такое потратить миллиард не жалко. А раздать девять нулей венчурным фондам, которых в стране пальцев рук хватит пересчитать — стоит ли? Ответы поищем и если найдем, обязательно поделимся на наших страницах.

Темой обложки мы сделали зарождающуюся индустрию беспилотных авиационных систем — дронов будет много и в гражданском секторе, и по целевым назначениям их будет намного больше, чем видов пылесосов. Кто в стране занимается дронами, что думает регулятор, как их используют в нефтянке — читайте в этом выпуске.

Но одной из важнейших тем этого номера, а на самом деле важнейшей темой для всей страны, является вопрос транзита бизнеса и состояния от богатых и очень богатых казахстанцев первого поколения своим детям. Это будет процесс, которого в новейшей истории страны еще не было, а суммарный объем точно превысит 100 миллиардов долларов в ближайшие 5–10 лет. Как это будет, особенно если второе поколение не стоит в очереди поуправлять отцовским бизнесом? Появятся ли династии, или, точнее, как сделать, чтобы династии появились?

И этот «большой» транзит лежит в русле глобального десятилетия передачи денег от беби-бумеров поколению Х и частично миллениалам. В глобальном масштабе до 2030 года это чуть больше 15 триллионов долларов. Так что об этом будет много статей в наших будущих номерах.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте