Ломтадзе, Махмудов, Мажибаев оценили риски и возможности ИИ

Бизнесменов спросили, как искусственный интеллект способен повлиять на выручку, прибыльность и численность персонала их компаний

Фото: © Depositphotos.com/diversepixel

Минувший год оказался по-настоящему знаковым для технологии генеративного искусственного интеллекта. В его начале, по данным финансового холдинга UBS, ChatGPT стал самым быстрорастущим приложением в истории — всего за два месяца ежемесячная аудитория достигла 100 млн. Пользователи оценили возможности ChatGPT в области создания текстового контента и иллюстраций, о внедрении генеративного ИИ в бизнес-процессы заговорили и представители корпоративного сектора.

На волне актуальности темы авторы опроса CEO Survey задались вопросом: в какой степени генеративный ИИ способен в ближайший год повлиять на такие показатели компании, как выручка, прибыльность, численность персонала, эффективность работы первого руководителя и сотрудников?

В своих ответах казахстанские CEO в целом солидарны с коллегами из других стран. 59% глобальных лидеров и 60% казахстанских считают, что эффективность их рабочего времени повысится. Того же от своих сотрудников ожидают 64% глобальных и 77% местных респондентов. 25 и 21% соответственно прогнозируют ввиду этого сокращение персонала. 41 и 51% связывают с генеративным ИИ надежды на рост выручки, а 46 и 54% соответственно — увеличение прибыльности компании.

Основатель Orbis Kazakhstan Фаррух Махмудов прогнозирует, что эффективность его рабочего времени повысится на 25%, а у сотрудников — даже больше. Если генеративный ИИ будет правильно внедрен, то бизнесмен рассчитывает не только на сокращение и оптимизацию затрат, но и на рост выручки.

Председатель правления Kaspi.kz Михаил Ломтадзе пока более сдержан в прогнозах. «Эффективность моего рабочего времени никак не изменится, а у сотрудников умеренно повысится. В создании крутых сервисов важна роль данных и анализа. В то же время есть элемент искусства, чему ИИ пока еще надо учиться», — считает он.

Генеральный директор Sulpak Дмитрий Провкин полагает, что в нынешней шумихе вокруг ИИ есть изрядная доля хайпа и желания монетизировать популярную тему. По его мнению, генеративный ИИ — это хорошая технология, ускоряющая рутинные процессы, ей можно пользоваться для написания простых кодов, текстов, дизайна, но пока не более.

А вот представители технологического сектора оценивают перспективы использования генеративного ИИ более высоко. «Я рассчитываю, что производительность труда будет выше благодаря использованию генеративного ИИ, и нагрузка на команду будет ниже. Не могу сказать, что именно так и будет, но идея того, чтобы повышать производительность через разные инструменты, в том числе генеративные модели, есть, мы над этим работаем. Я использую генеративный ИИ для решения повседневных задач, поиска ответов на вопросы. Трудно сказать, стал ли я эффективнее, но инструмент применяю и одобряю, когда его используют сотрудники. Мы могли бы, например, придумывать форму для курьеров самостоятельно и тратить на это много времени либо дать соответствующее задание генеративному ИИ и получить десятки разных вариантов. Это сильно ускоряет работу», — комментирует CEO Chocofamily Holding Николай Мазенцев.

Сотрудники Dell Technologies ежедневно используют генеративный ИИ для широкого спектра задач, включая автоматизацию рутинных процессов, генерацию отчетов и аналитики, разработку маркетингового контента и улучшение клиентского обслуживания, говорит CEO Нурлан Садыков.

Основатель стартапа Cerebra Досжан Жусупов считает, что применение генеративного ИИ значительно повысит эффективность рабочего времени сотрудников, а в перспективе, возможно, ИИ заменит специалистов, занимающихся организационной работой, планированием встреч. «Но разработкой, поддержкой всё равно будут заниматься люди. К тому же деятельность Cerebra предполагает работу с людьми, а в этом случае важны эмпатия и творческое мышление», — отмечает собеседник.

Казахстанские и глобальные CEO сходятся во мнении, что генеративный ИИ, как и любая новая технология, потенциал которой не изучен до конца, несет не только новые возможности, но и риски. 34% глобальных и 32% казахстанских респондентов считают, что генеративный ИИ может увеличить предвзятость со стороны клиентов или сотрудников, 64 и 65% соответственно допускают рост рисков в области кибербезопасности, 46 и 60% говорят о повышенных репутационных рисках, 52 и 56% опасаются роста распространения дезинформации. Руководители казахстанских компаний считают, что законодательство должно регулировать сферу применения генеративного ИИ, должны быть разработаны механизмы защиты граждан.

«У нас сейчас нет запретов на использование технологий в области ИИ и точно есть огромные утечки персональных данных. Многие казахстанцы пользуются зарубежными ресурсами — «Яндекс», Gmail, HeadHunter, и эти сервисы «знают» о нас, о нашей экономике и о каждом конкретном пользователе больше, чем кто-либо. Если ИИ будет самообучаться и обработка больших данных станет намного проще, появятся суперкомпьютеры, то вопрос о том, как написать текст, который заставит человека выйти на улицу, на протест, уже и не вопрос вовсе. На эти вещи мы пока влиять не можем, потому что мы просто пользователи. Для зарубежных компаний мы не являемся юрисдикцией, к которой они прислушиваются», — комментирует CEO компании Documentolog Байжан Канафин.

Кайрат Мажибаев из RG Brands задается вопросом: если, например, человек находится в общественном месте, может ли любой присутствующий там сфотографировать его, а потом выложить неудачное фото с ложными или оскорбительными комментариями? «Мне кажется, должна быть предусмотрена защита репутации человека и бизнеса от таких вещей. Пока мы не урегулируем нематериальные аспекты нашей деятельности, это будет оставаться большой проблемой, потому что цифровая сфера стала неотъемлемой частью нашей жизни, а регулирование здесь не изменилось в соответствующей степени», — считает бизнесмен.

CEO сети Invictus Fitness Ильяс Исатаев, комментируя чуть более чем 12-месячный опыт использования генеративного ИИ в своей компании, говорит, что не видит ни роста распространения дезинформации, ни репутационных рисков, хотя и признает возможное их появление в будущем. Не согласен с ростом угроз в области дезинформации и Николай Мазенцев, CEO Chocofamily Holding. Из-за того, что появляются более удобные инструменты, риски не вырастут автоматически, потому что в обществе не станет больше потребности заниматься дезинформацией, полагает он. То же касается киберрисков — какие-то злоумышленники будут всегда, и в их распоряжении уже сегодня имеется достаточно инструментов.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте