Депутат Кошмамбетов рассказал, кто мешает приватизации в Казахстане

По его информации, только в 2024 году из плана приватизации исключили более 20 объектов

Айтуар Кошмамбетов депутат мажилиса мажилисмен
Айтуар Кошмамбетов
Фото: предоставлено спикером

Насколько эффективно и прозрачно квазигосударственный сектор справляется с исполнением Комплексного плана приватизации в Казахстане, рассказал депутат Мажилиса Айтуар Кошмамбетов в беседе с корреспондентом Forbes Kazakhstan.

«Несмотря на то что правительство доложило о снижении доли государства в экономике до 14% раньше запланированного времени на полтора года, есть причины, по которым нельзя оценить эту работу на «отлично», — отмечает мажилисмен.

По его утверждению, барьером для приватизации зачастую выступают сами руководители квазигосударственных компаний и местных исполнительных органов, которые всеми способами пытаются защитить от реализации дочерние организации.

Депутат привел пример: только в 2024 году из плана приватизации исключили более 20 объектов, в числе которых ряд микрофинансовых организаций, строительно-сервисных компаний и медицинских учреждений. «У меня возникает вопрос — зачем государству иметь свои МФО, строительные и медицинские компании, если на рынке избыток частных организаций в данных конкурентных направлениях?» — недоумевает собеседник.

«В своем депутатском запросе я озвучил, что за 2024 год коммунальное предприятие «Кызылординская распределительная электросетевая компания» в рамках госзакупок по строительно-монтажным работам получило более 300 контрактов на сумму свыше 1 млрд тенге, при наличии более 20 частных конкурентов. А коммунальное предприятие акимата Алматы — ТОО «Алматыэлектротранс» — за 2018–2023 годы из бюджета получило субсидирование в размере 378 млрд тенге», — уточняет Кошмамбетов.

Это происходит, потому что до сих пор нет единого системного подхода и каждый руководитель региона самостоятельно определяет, какие компании ему нужны для тех или иных целей, считает депутат.

Кроме этого, нет чёткого понимания структуры квазигоссектора, обращает внимание мажилисмен. «К сожалению, таким путем не добиться существенных изменений и либерализации рынка», — уверен он. Поэтому необходимо разграничить экономические и неэкономические организации в собственности государства, их систематизировать, классифицировать и ограничить их деятельность, добавляет депутат.

Именно эти причины и привели, по его представлению, к принятию указа «О мерах по либерализации экономики».

«Я полагаю, что Национальный офис по приватизации проведет тщательную работу в этом направлении», — надеется Кошмамбетов. Однако почему этот офис до сих пор не запустили, депутат сам не знает. Хотя правительству и Агентству по защите и развитию конкуренции поручили начать его работу еще до 1 июня 2024 года.

«28 мая утвердили положение и состав Национального офиса. В него вошли представители центральных государственных органов и местных исполнительных, депутаты Мажилиса, члены экспертного сообщества, руководители фонда «Самрук-Қазына» и НУХ «Байтерек», а также НПП «Атамекен». Я думаю, в ближайшее время АЗРК презентует персональный состав и регламент работы офиса. Мою кандидатуру тоже предложили включить в его состав», — говорит Айтуар Кошмамбетов.

По его словам, первое заседание Национального офиса по приватизации должно состояться уже в последней декаде июня. Но состоится ли?

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте