Почему инвестиции в женщин и их бизнес — это выгодно

Перемены происходят не только в жизни женщин, но и в их работе, в их семьях, сообществах и странах

Две темнокожие женщины в офисе обсуждают бизнес
В Африке женщины обычно реинвестируют до 90% своих доходов в благополучие семьи и близких
Фото: © unsplash/christina-wocintechchat

ЛУСАКА – В этом году Международный женский день прошёл под лозунгом «Инвестируйте в женщин – ускоряйте прогресс». Этот лозунг был одновременно констатацией факта, обещанием и призывом к действию. И действительно, инвестиции в женщин абсолютно необходимы для создания «экономики с позитивным социально-экономическим воздействием (импактом)». Она описывается в Программе устойчивого развития ООН до 2030 года, которая содержит список «Целей устойчивого развития» (сокращённо ЦУР). Подобная экономика характеризуется уверенным и справедливым экономическим ростом, она внимательна к вопросам социального прогресса и поддерживает его, и она соответствует императивам экологической устойчивости.

Работая в сфере финансирования развития, я лично имела возможность наблюдать за теми переменами, которые достигаются благодаря инвестициям в женщин, причём эти перемены происходят не только в их жизни, но и в их бизнесе, в их семьях, сообществах и странах. Мои наблюдения подтверждаются статистикой. Как показывают многочисленные исследования, инвестиции в компании, в которых руководство отличается многообразием, приносят доходность выше среднего уровня.

По данным Африканского банка развития (АБР), в Африке женщины обычно реинвестируют до 90% своих доходов в образование, здравоохранение и питание членов своей семьи и близких, в то время как у мужчин эта цифра равна 40%. Данные компании Ipsos дополнительно подчёркивают экономическую силу африканских женщин: 89% женщин в Африке принимают решения или участвуют в принятии решений, касающихся домашних покупок.

Когда женщины добиваются успеха, их сообщества процветают. В Международный женский день международные и частные организации ежегодно выступают с заявлениями в поддержку инвестиций в женщин. Однако на практике в предприятия, возглавляемые женщинами, поступает недостаточно средств. Дефицит финансирования женщин-предпринимательниц в мире в целом составляет $1,7 трлн. А в Африке, по данным АБР, эта цифра равняется $42 млрд.

Предпринимательская активность женщин в Африке крайне примечательна. Это единственный в мире регион, в котором женщины чаще, чем мужчины, являются самозанятыми. Женщины Африки в пять раз чаще начинают бизнес, чем женщины в Европе: уровень женского предпринимательства в странах Африки южнее Сахары достигает 26%. И они занимаются предпринимательством в крайне динамичных экономических условиях: в этом году темпы роста ВВП Африки, как ожидается, превысят среднемировой уровень, что отчасти объясняется сильными демографическими преимуществами.

В отношении программы ЦУР ожидания менее оптимистичны. Осталось всего шесть лет до установленного срока достижения 17 целей устойчивого развития, но на многих направлениях прогресс заметно отстает. В прошлом году в докладе рабочей группы по вопросам социально-экономического воздействия (Impact Taskforce) мы показали, что благодаря мобилизации капиталов, ориентированных на конкретные результаты в развивающихся странах, можно серьёзно помочь достижению ЦУР и формированию экономики будущего. Однако в том случае, если новое финансирование будет следовать старым шаблонам, а инвестиций в женщин окажется недостаточно, тогда полный социально-экономический потенциал этих стран останется не раскрыт.

Почему же инвесторы недостаточно вкладываются в женщин? Самым большим барьером является восприятие рисков. Как выразился один инвестор-мужчина в интервью журналу «Harvard Business Review» в 2015 году, «венчурное финансирование на ранних стадиях – это человеческий вопрос», а «людям удобней делать ставку на человека, который похож на них, выглядит как они, говорит как они». Это «зона комфорта».

Поскольку женщины занимают лишь треть мест в советах директоров крупнейших банков, организаций финансирования развития и фирм, консультирующих инвесторов, можно не рассчитывать на то, что женщины-предприниматели будут «похожи» на инвесторов, у которых они просят капиталы. Гендерный дисбаланс на вершине управления приводит к предвзятому отношению к женщинам-предпринимателям.

В результате государственные и частные финансовые учреждения закрывают бизнесу, который принадлежит женщинам, доступ к своим потокам финансирования, хотя тем самым они рискуют получить меньше доходов, замедлить темпы экономического роста, уменьшить чистые социальные выгоды. И всё это, несмотря на их громкие обязательства заниматься импакт-инвестициями. Мы должны срочно, совместными усилиями изменить эти подходы. А для этого надо показать, что реальный «риск» для инвесторов состоит в том, что они не воспользуются потенциалом африканских женщин для стимулирования роста экономики.

Хотя африканские женщины сталкиваются с множеством социальных и финансовых трудностей, они являются мировыми лидерами, открывая новые экономические и социальные возможности для себя, своих семей и сообществ. Организации финансирования развития и частные финансовые учреждения обязаны помочь в реализации амбиций этих женщин, изобретательных и решительно настроенных. Скорректировав менталитет и предоставив намного больше финансирования предпринимательницам Африки, инвесторы смогут ускорить рост экономики и прогресс на пути достижения целей устойчивого развития, а также поспособствуют созданию импакт-экономики и вдохновят деловых женщин во всём мире.

© Project Syndicate 1995-2024

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте