Как казахстанец внедряет в РК альтернативу кредитованию и быстрым займам

В сервис ProsperPay уже дважды инвестировали крупные бизнесмены страны

Бейбут Жантурин в сером пиджаке
Бейбут Жантурин
Фото: © Иван Степанов

В Казахстане, по данным Нацбанка, около 70% трудоспособных граждан не имеют сбережений, а каждый третий живет в долг от зарплаты до зарплаты. Многих форс-мажорные обстоятельства, требующие непредвиденных расходов, ставят в тупик. В таких ситуациях казахстанцы начинают обращаться к знакомым либо в микрофинансовые организации, чтобы перехватить денег до зарплаты. Зачастую это небольшие суммы, но под большие проценты. Как показывает статистика, по состоянию на апрель 2024 года совокупные объемы казахстанских МФО составили более 1,4 трлн тенге, что больше почти на 22%, чем в 2023-м. А если посмотреть более раннюю статистику, то с 2020 года активы МФО выросли в 4 раза, что свидетельствует о растущей популярности таких сервисов.

Во многих странах, особенно западных, широко распространены выплаты заработной платы чаще одного раза в месяц, например, раз в две недели или еженедельно. В Казахстане же большинство компаний выплачивают деньги сотрудникам стандартно — раз в месяц. Конечно, можно взять и аванс, но во многих организациях такие вопросы решаются, скажем так, с заминками — через официальные заявления и ожидания выплат от бухгалтерии. Проанализировав рынок, в том числе зарубежный, казахстанец Бейбут Жантурин принял решение создать продукт, который стал бы альтернативой таким «официальным» авансам, кредитованию и займам у знакомых.

Из найма в бизнес

До 2022 года Бейбут Жантурин строил успешную карьеру финансиста. Окончил КИМЭП, следом — британский University of Exeter. Там он получил степень магистра наук в области финансов и инвестиций. Затем была работа в компании «большой четверки» PWC, в разных банках и, наконец, в Фонде прямых инвестиций Казахстана (дочерняя организация Qazaqstan Investment Corporation). В фонде Бейбут занимал пост генерального директора, в котором под его управлением было $150 млн. Проработав четыре года в фонде, Бейбут Жантурин «отважился» уйти в свободное плавание.

— Мой путь к предпринимательству — один из классических. Я получил хорошее образование и набрал критическую массу опыта и знаний в крупных корпорациях. И только потом решил быть полезным рынку с собственными проектами. Начал изучать бенчмарки и свободные ниши. Тогда моя супруга, которая работает в венчурном бизнесе и пишет разные аналитические отчеты, сказала, что в Великобритании появился интересный проект, который позволяет сотрудникам компаний самостоятельно брать авансы от своей зарплаты. Я углубился в эту тему, изучил все и понял — это то, что нужно казахстанскому рынку. Я тогда подумал, что если в Великобритании этот проект стал востребованным, хотя там уровень жизни и зарплаты на порядок выше, чем в Казахстане, то и у нас он может «выстрелить», — вспоминает Жантурин.

Делать этот проект Бейбут решил вместе с другом — экспертом в области аутсорсинга бизнес-процессов, HR и серийным предпринимателем, Эриком Ашкеновым. В итоге, как утверждает собеседник, у них вышел «отличный тандем» двух специалистов в области финансов и HR.

Так, в 2022 году на рынке Казахстана появился новый сервис Prosper Pay, который позволяет работникам компаний отслеживать суммы заработанных денег «здесь и сейчас» и переводить их себе на карту моментально и в любое время. К примеру кассир через приложение видит, сколько денег он заработал за одну или несколько смен, и может запросить часть от этих денег. В конце месяца он, как и все, получит зарплату, за минусом той суммы, которая уже снята через приложение.

— 20% работающего населения являются заемщиками микрофинансовых организаций, просрочки по кредитам с 2019 по 2023 год выросли в 10 раз. Поэтому наш рынок — это хорошее место для того, чтобы предложить какую-то более социально ответственную, более экологичную альтернативу дорогого кредитования, — объясняет Бейбут.

Финансовая дисциплина

Prosper Pay — это финтех-стартап и HR-сервис, который автоматизирует выплату заработной платы и авансов. Как говорит Бейбут Жантурин, это B2B- и B2C-сервис в одном флаконе.

— Наши клиенты — это юридические лица, мы с ними заключаем договор, подключаемся или интегрируемся с их учетной системой, например, с 1С, откуда мы получаем данные по сотрудникам, их зарплатам, рабочему графику и прочим вещам. И также отправляем в учетную систему информацию об авансах, которые взяли сотрудники. Для работников — это удобное мобильное приложение, которое доступно в App Store и в Google Play.

Бейбут Жантурин
Бейбут Жантурин
Фото: © Иван Степанов

Как говорит Бейбут, разные компании, имея в своем арсенале такой сервис, получают дополнительное преимущество на рынке, которое обычно относят к соцпакетам вроде развозки, бесплатных обедов или медицинских корпоративных страховок. Более того, для компаний этот сервис бесплатный.

— Мы зарабатываем на комиссии, которую берем за каждую транзакцию. Эту комиссию может платить как работник, так и работодатель в какой-то пропорции. Комиссии достаточно небольшие, в зависимости от суммы, которую берет работник. Деньги работнику выплачивает наш сервис, затем, когда компания перечисляет работнику зарплату, сумма долга уходит обратно нам, так как у бухгалтера все эти финансовые операции автоматически отражены в ведомости, — говорит Бейбут.

Сейчас в списке клиентов Prosper Pay порядка 18 компаний, в том числе сеть супермаркетов Magnum, аутсорсинговые и IT-компании со штатом в районе 5 тыс. человек, разные заводы и производства вроде «Темирбетон». В общей сложности сегодня сервисом пользуются более 30 тысяч человек.

— По умолчанию через наше приложение работник может снять до 50% заработной платы. Это ограничение сделано для финансовой дисциплины пользователей, и чтобы они в конце месяца в любом случае как минимум ползарплаты получили. Наш сервис создан на случай, если появились какие-то внеплановые расходы и можно было взять со своих же денег: лекарства купить, за аренду заплатить т. д. При этом у работодателя всегда есть какие-то рычаги контроля, которые он может выставить по своему усмотрению: устанавливать свои лимиты, регулировать их по филиалам и отделам, сделать градацию по сотрудникам, например, грузчикам одни условия, юристам другие, поставить ограничения в деньгах, чтобы можно было снимать не больше 100 тысяч в месяц, выставить лимиты по количеству снятий и т. д., — объясняет Бейбут.

Как говорит собеседник, многие компании изначально не понимали философию проекта, из-за чего было достаточно проблематично найти первых клиентов. Работодателей отпугивала новизна проекта, а также предоставление относительно конфиденциальных данных сторонней компании. Но со временем авторы проекта убеждали потенциальных клиентов в безопасности, так как компания, по словам Бейбута, имеет все необходимые международные сертификаты, подтверждающие безопасность передачи и хранения данных.

— Раньше мы сами выходили на компании. Приходили в офисы, проводили презентации, рассказывали на каждом уровне о своем проекте менеджерам, директорам, управленцам. Мы рассказывали, чем важен наш сервис, какие показатели по уменьшению текучести кадров, по увеличению лояльности сотрудников, по удержанию сотрудников, как улучшается клиентский опыт, и прочее, — говорит Бейбут. — Сейчас у нас уже образовалась входящая «воронка» продаж, так как мы участвуем в разных мероприятиях, форумах, плюс работает сарафанное радио.

Дойти до миллиона

Чтобы запустить проект, Бейбут с партнером изначально вложили около $100 тыс. Около года работали вдвоем — нанимать сотрудников не было возможности. Так продолжалось до первых продаж и внедрения сервиса в компании.

— Когда уже случились первые продажи, мы пошли к инвесторам, и они поверили в нас. Здесь сыграли роль в том числе наши знания и опыт работы в финансах. Инвесторы убедились, что мы нашли действующую бизнес-модель и боль рынка, и наш продукт интересен компаниям. И только когда нам предоставили финансирование, мы наняли первых сотрудников и начали расширяться. Сейчас у нас в команде уже более 20 человек, причем нам удалось привлечь действительно крутых специалистов из крупнейших финансовых организаций страны, которые пришли к нам работать из-за интересной идеи, — поясняет собеседник.

Сейчас у компании достаточно высокие темпы роста. Как утверждает Бейбут, благодаря выстроенным процессам и найденному product market fit с сентября 2023 года по сентябрь 2024-го проект увеличил выручку в 20 раз. Останавливаться на достигнутом бизнесмен не собирается. В планах — выход на рынок стран Кавказа и Центральной Азии. Как говорит Бейбут, предварительные договоренности уже есть в Узбекистане и Азербайджане. Установить сервис в зарубежных компаниях, как уверяет спикер, несложно — главное разобраться с местным законодательством и правилами работы с банками и платежными организациями. Саму программу перенастраивать не нужно.

— В Центральной Азии и на Кавказе проживает около 40 миллионов работающего населения. Для компании Prosper Pay это огромный и перспективный рынок, на котором мы сможем довести количество пользователей до миллиона человек, — уверяет Бейбут.

Мурат Абдрахманов, Аскар Достияров, Бейбут Жантурин
Слева-направо: Мурат Абдрахманов, Аскар Достияров, Бейбут Жантурин
Фото из личного архива, предоставлено Бейбутом Жантуриным

Но для того чтобы эти планы осуществились, проекту Prosper Pay нужны дополнительные разработчики, продажники, а также существенные инвестиции.

— Мы сейчас выходим на третий раунд инвестиций. В 2023 году примерно в это время мы привлекли первые инвестиции от Мурата Абдрахманова и Аскара Достиярова при оценке $3 250 000. Весной 2024 года мы привлекли второй раунд инвестиций. Мы пришли к нашим текущим инвесторам, рассказали о своих результататах, сказали, что настала очередь второго раунда финансирования, они сами и закрыли его. В ближайшее время мы хотим привлечь около $1,5 млн. После привлечения финансирования планируем выход на новые рынки. — поделился планами Бейбут.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте