inDrive купил сервис «Рядом»: кто из сторон больше выигрывает от сделки

Почему компания Арсена Томского не пошла по пути Wolt, Glovo или Yandex

Мужчина закрывает глаза
Арсен Томский — основатель Indrive
Фото: © Андрей Лунин

В августе 2025 года компания inDrive, основанная Арсеном Томским (11-е место в рейтинге 75 богатейших бизнесменов Казахстана — 2025), официально завершила сделку по приобретению контрольного пакета сервиса быстрой доставки «Рядом», входившего в состав Choco Holding. Какая из сторон больше выигрывает от этой интеграции? С таким вопросом Forbes Kazakhstan обратился к независимому эксперту по стратегии, экс-директору по развитию и экс-управляющему директору сети Meloman-Marwin Игорю Василюку. Он проанализировал сделку с обеих сторон — как с точки зрения рыночной логики, так и с позиции стратегических интересов компаний.

«Сделка успешна для обеих сторон»

Рынок ожидал, что inDrive пойдет по пути конкурентов вроде Wolt, Glovo или Yandex и запустит собственный сервис доставки. Но компания выбрала другой сценарий — приобрела уже работающую платформу.

«Решение полностью оправдано, — считает Василюк. — «Рядом» дал inDrive стратегические преимущества: готовую региональную экспертизу, сеть дарксторов, проверенную ассортиментную матрицу, адаптированную под местный рынок. Запуск аналогичного проекта «с нуля» потребовал бы не меньше года, а рынок развивается стремительно. Покупка позволила inDrive сразу войти в сегмент и начать зарабатывать».

По мнению эксперта, сделка была успешной для обеих сторон. «InDrive как минимум выиграл время — развитие с нуля полноценного проекта e-grocery занимает от 12 до 18 месяцев. А здесь уже был продукт с инфраструктурой, IT-системой, логистикой и клиентской базой», — уточняет он.

Тем временем собеседник обращает внимание, что покупка «Рядом» — не просто инвестиция, а способ ускорить стратегическое развитие. «Для inDrive это безусловное усиление позиции на рынке как супераппа. А для Choco — получение капитала для дальнейшего развития своих других направлений. Сделка вполне вписывается в стратегию холдинга: ранее Choco уже продал Aviata и Chocotravel, и это последовательная диверсификация портфеля», — добавляет он.

К слову, для inDrive это не первая попытка интеграции новых сервисов. Компания уже активно развивает New Ventures — корпоративное венчурное подразделение, ориентированное на инвестиции в стартапы с высоким потенциалом на развивающихся рынках. Сделка с «Рядом» — один из наиболее заметных примеров этой стратегии в Казахстане.

Как оценивается стоимость «Рядом»

Оценки подобных сделок на казахстанском рынке редко становятся публичными, замечает эксперт. Поэтому в каких пределах находилась стоимость актива, остается только догадываться. «Можно сравнить со сделкой по выкупу Arbuz группой Freedom Holding и предположить, что «Рядом» могли оценивать в диапазоне $15–20 млн», — приводит аналогию он.

Впрочем, гораздо важнее не сумма, а перспективы масштабирования, уверен Василюк. С его точки зрения, e-grocery — крайне капиталоемкий сегмент, требующий постоянных вложений в инфраструктуру.

«Для поддержания конкурентоспособности проекту нужны регулярные инвестиции в развитие сети дарксторов и логистики — от $2 до $5 млн в год. Всё зависит от выбранной стратегии роста: агрессивное расширение по регионам или постепенная оптимизация существующих городов», — поясняет собеседник.

Как развивался «Рядом» и что тормозило его рост

С момента запуска до прошлого года проект «Рядом» демонстрировал высокие темпы роста во многом благодаря синергии с экосистемой Choco Holding и уже существующей клиентской базой. Однако, по оценкам Василюка, к 2024 году рост замедлился. «Темпы снизились из-за усиления конкуренции. На рынке появились новые игроки, а старые начали масштабировать бизнес. Кроме того, есть объективные сложности самого рынка e-grocery в Казахстане. Главная из них — логистика», — объясняет он.

По информации эксперта, 80% покупателей сосредоточены в Алматы и Астане. «Дальше начинаются проблемы регионального развития: огромные расстояния, низкая плотность населения, слабая инфраструктура. Это сильно повышает себестоимость логистики. И без сильного партнера привлечь капитал для масштабирования сложно. Поэтому появление inDrive решило сразу несколько задач — доступ к ресурсам, технологиям и новой аудитории», — обосновывает свою позицию Василюк.

Рынок e-grocery: консолидация и новые альянсы

2025 год стал переломным для e-grocery в Казахстане. Несколько крупных игроков провели сделки, изменившие конфигурацию рынка. «Рынок консолидируется вокруг нескольких крупных экосистем. Kaspi владеет e-Magnum, Freedom — Arbuz, inDrive — «Рядом». Активно развивается Yandex. Появилась информация о потенциальном интересе Halyk Bank к Airba Fresh. Кроме того, на рынке присутствуют международные игроки — Wolt и Glovo», — перечисляет Василюк.

По его оценке, текущее распределение долей выглядит так: Kaspi — около 30% рынка, Arbuz (Freedom) — 20–25%, Airba и inDrive («Рядом») — по 10–15%, Yandex — не менее 5%, Wolt и Glovo — около 15% совместно, но их фокус — доставка готовой еды.

«Это рынок, где побеждает не просто технология, а экосистема. Те, кто умеет интегрировать доставку в более широкий пользовательский сценарий — выигрывают. В этом смысле супераппы становятся естественным развитием e-commerce», — подчеркивает эксперт.

Как конкурировать: скорость, ассортимент, AI и персонализация

По словам Василюка, основная конкуренция на рынке e-grocery разворачивается не только по цене, но и по целому ряду факторов. «Скорость — ключевой элемент, но за ней стоит сложная логистика. Чтобы обеспечить доставку за 15–20 минут, нужно плотное насыщение дарксторами и применение AI для оптимизации маршрутов. Ассортимент — развитие направлений «здоровое питание», запуск собственных private-labels, интеграция с локальными производителями. Ценообразование — динамическое с возможностью слотовой и «на завтра» доставки», — говорит он.

Наряду с этим эксперт отмечает растущее значение персонализации. «AI-рекомендации, чат-боты, таргетированные предложения — всё это уже не опция, а необходимость. Важно понимать клиента и предлагать ему то, что он действительно купит», — обращает внимание он.

В то же время Василюк утверждает, что развитие e-grocery в регионах — одна из самых сложных, но перспективных задач.

«В районах с низкой плотностью населения доставка за 15 минут просто экономически невыгодна. Но это потенциальное поле для инноваций. Можно использовать магазины у дома, сети АЗС, региональные ретейл-сети, превращая их в мини-дарксторы. Возможно, появятся новые формы — пункты самовывоза, гибридные схемы, дроны. Всё это лишь вопрос времени и экономической модели», — резюмирует собеседник.

Впрочем, сам inDrive сейчас воспринимает Казахстан как пилотный рынок, Дальше компания намерена протестировать модель на зарубежных площадках, где у нее уже есть устойчивая база и сильное локальное присутствие, в частности Латинская Америка и Азия.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте