Основной акционер «Казцинка» объединяется с Rio Tinto
В результате сделки Rio Tinto и Glencore может быть создана крупнейшая сырьевая компания с капитализацией более $200 млрд
Австралийско-британская горнодобывающая группа Rio Tinto и основной акционер казахстанского «Казцинка» — Glencore — ведут переговоры о возможном слиянии. Информацию официально подтвердили в Rio Tinto и Glencore.
Детали возможной сделки
Согласно заявлению, переговоры находятся на ранней стадии и касаются возможного объединения «части или всех бизнесов» сторон.
«Glencore подтверждает, что ведет предварительные переговоры с Rio Tinto plc и Rio Tinto Limited о возможном объединении части или всех своих активов, что может включать слияние Rio Tinto и Glencore путем обмена акциями. В настоящее время стороны ожидают, что любая сделка по слиянию будет осуществлена путем приобретения компании Glencore компанией Rio Tinto посредством санкционированной судом схемы реорганизации», — говорится в сообщении Glencore.
При этом подчеркивается, что это не объявление о твердом намерении сделать оферту, и «нет никакой гарантии, что предложение будет сделано». Также не определены условия возможной сделки. Rio Tinto получила от британского регулятора срок до 5 февраля 2026 года, чтобы объявить о твердом намерении сделать оферту или отказаться от сделки.
По оценке Reuters, потенциальная сделка может создать крупнейшую в мире горнодобывающую компанию с совокупной капитализацией почти $207 млрд. Rio Tinto оценивается примерно в $142 млрд, Glencore — в $65 млрд.
После подтверждения переговоров акции Glencore, торгующиеся в США, подорожали на 6%, тогда как бумаги Rio Tinto на австралийской бирже упали на 6,3%. Эксперты считают, что такая ситуация отражает скепсис инвесторов в отношении сделки и опасения, что Rio Tinto может переплатить.
«Рынок акций говорит сам за себя. Инвесторы этим недовольны. У крупнейших игроков ужасная история с поглощениями и даже слияниями. Мы видели, как многие крупные сделки заключались на пике рынка и со временем размывали стоимость», — уверен директор по инвестициям Atlas Funds Management Хью Дайв.
Переговоры проходят на фоне глобальной консолидации в добыче меди, спрос на которую растет благодаря энергопереходу и развитию ИИ. По прогнозу S&P Global, мировой спрос на медь вырастет на 50% к 2040 году, при этом предложение может отставать более чем на 10 млн тонн ежегодно.
О риске переплаты предупреждают также в Allan Gray.
«Если придется платить большую премию, сделка может уничтожить часть стоимости для акционеров. У Rio сильный внутренний портфель проектов с высоким потенциалом роста. Непонятно, зачем им искать возможности снаружи», — считает аналитик Тим Хиллиер.
Эксперты Jefferies полагают, что структура возможного объединения будет «сложной, но потенциально создающей значительную стоимость для обеих сторон».
Еще один фактор неопределенности связан с угольными активами Glencore, считают аналитики. Чтобы заручиться поддержкой австралийских инвесторов, компания, по мнению Wilson Asset Management, будет вынуждена их продать. Кроме того, аналитики RBC предупреждают о возможных антимонопольных барьерах со стороны крупнейшего потребителя промышленных металлов — Китая.
Ранее источники сообщали Reuters, что Rio Tinto и Glencore возобновили переговоры в конце 2025 года. С момента попытки Glencore договориться о сделке в 2024 году, Rio Tinto возглавил Саймон Тротт. Он пришел на смену Якобу Стаушольму, при котором Rio отклонила предложение.
Тротт, вступивший в должность в августе, сфокусировался на оптимизации бизнеса и сокращении непрофильных активов. Старший инвестдиректор Argo Investments Энди Форстер считает, что сделка может иметь смысл при выгодных условиях, но ключевой вопрос — совместимость корпоративных культур, поскольку Glencore исторически ближе к трейдинговой модели и ориентирована на результат.
Напомним, что в конце 2024 года Glencore обращалась к Rio Tinto с идеей возможного объединения компаний. Но обсуждения, по данным источника Reuters, были краткими и ни к чему не привели, до формального предложения дело не дошло.
СМИ писали, что переговоры тогда застопорились из-за разногласий по оценке и параметрам сделки, а также из-за чувствительного вопроса угольных активов Glencore.
Акционеры Rio Tinto и Glencore
Rio Tinto работает в структуре dual listed company — у группы две материнские компании, Rio Tinto plc (Великобритания) и Rio Tinto Limited (Австралия), при этом бизнес управляется совместно. По состоянию на декабрь 2025 года, крупнейшие акционеры по обеим компаниям следующие:
- Rio Tinto plc: Shining Prospect (структура Chinalco) — 14,023%, BlackRock — 8,38%.
- Rio Tinto Limited: State Street — 9,51%, BlackRock — 7,01%.
Самый крупный пакет акций (10,36%) Glencore принадлежит Ivan Glasenberg. Еще 8,89% бумаг — у Qatar Holding (структура Qatar Investment Authority).
Попытки Glencore продать «Казцинк»
Glencore владеет контрольным пакетом «Казцинка» (69,74%). Доля нацкомпании «Тау-Кен Самрук» (дочка «Самрук-Қазына) в проекте составляет 29,82%.
Напомним, в июне 2024 года Glencore планировала продать 70% «Казцинка» и месторождение Васильковское китайским инвесторам. Спустя месяц сделка сорвалась, но к февралю 2025 года переговоры возобновились. В ноябре 2025-го стало известно об интересе к активу со стороны владельца строительной компании Integra Construction KZ Шахмурата Муталипа. В том же месяце бизнесмен встретился с президентом в Акорде.
По данным источников Bloomberg, Муталип также намерен выкупить 40% акций ERG у Патоха Шодиева и наследников Александра Машкевича за $1,4 млрд.