И в успешных компаниях могут работать несчастные сотрудники
Я верю, что счастливый человек работает лучше несчастного, а жизнь показывает разные примеры

Я часто слышу на различных бизнес-конференциях и форумах утверждение, что счастливые сотрудники работают гораздо лучше несчастливых, так как счастливое состояние человека неминуемо положительно отражается на производительности труда, повышает эффективность и т. п.; и в итоге акционеры бизнеса зарабатывают больше. Повышение счастья сотрудников становится основой корпоративных политик известных корпораций. В некоторых компаниях даже вводят позицию Chief Happiness Officer, цель которой - заботиться об удовлетворенности и вовлеченности работников и повышать их продуктивность. Глобальные корпорации тратят миллионы долларов на создание комфортной среды: бесплатные обеды, зоны отдыха, гибкие графики и образовательные программы.
Саймон Синек, один из наиболее влиятельных бизнес-философов нашего времени, учит, как создавать продуктивную среду из счастливых людей, которые естественным для себя образом работают значительно эффективнее несчастных сотрудников и получают от работы удовольствие невзирая на сложности. Я тоже верю в то, что счастливый человек работает лучше несчастного, но реальность иногда показывает прямо противоположные примеры.
Пару лет назад на рынке случилось значимое поглощение, в результате которого лидер отрасли купил своего конкурента и стал абсолютным доминантом. Я недавно общался с топом объединенной компании, который занимался проектом интеграции двух бизнесов. Компания, которую поглотили, была лидером в нескольких сегментах рынка и главным работодателем в своем регионе. Работать в компании было мечтой многих, и устроиться туда было престижно - как вытянуть счастливый лотерейный билет. Генеральный директор и его прямые подчиненные имели огромный авторитет, уважение и влияние в регионе. Можно сказать, это была компания счастливых людей.
После поглощения все поменялось. Новые акционеры сравнили бизнес-показатели и увидели, что компания значительно отстает по эффективности от рыночных бенчмарков, и высадили десант из консультантов и практиков, чтобы привести все в соответствие с целями их основного бизнеса. Проектная команда за полгода провела оптимизацию, перестройку, реорганизацию, внедрила производственную систему, поставила новые процессы, процедуры и т. д. В результате акционерная цель была достигнута — компания стала зарабатывать больше. А счастье и радость от работы у сотрудников… пропали.
Компания полностью потеряла свою уникальную идентичность, сотрудники стонут под гнетом новых процессов, топы превратились в исполнителей без возможности принимать самостоятельные решения. Произошла перепрошивка корпоративного ДНК, сотрудники стали частью большой системы жестко регламентированных процессов. При этом все сделано под лозунгами заботы о сотрудниках и повышения вовлеченности и удовлетворенности каждого на своем рабочем месте. В результате бизнес приносит больше прибыли, акционеры — довольны, сотрудники — несчастны.
Регулярно общаясь с акционерами и топами разных компаний, вижу, что эффективность зачастую достигается не за счет счастья сотрудников как базовой стратегии роста, а за счет жестких KPI, постоянного давления на персонал, высокой внутренней конкуренции и полной зависимости от руководителя компании. Возможно, что время для счастливых компаний еще не пришло, и бизнес придет к этому эволюционно позже, когда будет найдена волшебная формула успеха компании и счастья каждого, работающего в ней.